Бюджетные снимки депрессии регионального значения
Изучаем тонкие места красочных слайдов главного финансового документа Тверского области.
Бюджет региона на следующий год и два последующих 13 ноября лег на стол парламентских слушаний с привлечением к обсуждению представителей муниципальных образований. Кто не знает, в чисто бытовом плане главный документ области выглядит почти как киношная комната, доверху забитая пачками иностранной валюты (как в той комедии-фарсе, когда Джигарханян продавал Быкову алмаз «Спаситель России»). Разница в том, что вместо денег – сами документы и программы, бережно собранные с каждого министерства и комитета и уютно расположившиеся в кабинетах областного минфина. Министерство, к слову, любезно выложило в сеть презентацию, слайдами которой мы не преминули воспользоваться.
Макросъемка
Что же до «валюты», то похвастаться здесь особо нечем – бюджет будущего года планируется в размере 46,8 млрд рублей. К 2016 году он вырастет до 49,4, но дефицит составит 8,8% (пик запланирован на 2015 год – 10%). При этом государственный долг Тверской области в проценте к налоговым и не налоговым доходам поднимется с 53% 2010 года до 80% в 2016 году.
В подходе к построению бюджета выделяются три основные характеристики: бюджет социально ориентированный (2/3 пойдет на социально-культурную сферу), построен на программах по отраслевому принципу (типа, от каждого министерства – по способностям, и в эти способности не входит всего 1,3% от всех средств), и особое внимание уделяется выполнению указов президента (те самые программные заявления главы государства, с которыми Владимир Владимирович шел на очередной срок в 2012 году).
Если смотреть по отраслям, то бюджет 2014 года представляет собой две неуравновешенные чаши весов: на одной стороне – социально-культурная сфера, на другой – все остальное. Причем последнее ниже от равновесия миллиардов на двенадцать. Самые маленькие расходы предусмотрены на… национальную безопасность (граждане США были бы в восторге от такого подхода!) – 652 млн. 5,2 млрд планируют выделить на почему-то объединенные национальную экономику и охрану окружающей среды, вполовину меньше еще на одно странное объединение – общегосударственные вопросы и СМИ. Кстати, содержание сети госучреждений обойдется налогоплательщикам в 2,4 млрд рублей – почти столько же выделяет Верхневолжью федеральный центр в виде межбюджетных субвенций на социальную защиту населения.
От пейзажа до портрета
Чтобы не вводить никого в заблуждение относительно позитива и негатива главного документа области, просто обозначим несколько цифр, возвращающих с небес на землю. Ведь за идеалами ведущих экономик (и благосостоятельных гарантий) мы подчас забываем, что живем в стране, которой каких-то двадцать лет назад могло окончательно не стать (как и 70 лет назад).
Возьмем такое поручение президента, как повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Область закладывает следующие цифры: врачи к 2018 году будут получать 200% к уровню средней зарплаты в регионе. Это самый выдающийся пример. Здесь же: младший и средний медицинский персонал, социальные работники и педагогические работники в учреждениях социального обслуживания к указанной дате выйдут лишь на уровень средней зарплаты по региону. На деле это означает, что еще минимум лет пять всем этим людям придется попросту выживать. Хотя на среднюю зарплату у нас, честно сказать, можно сводить концы с концами, не нищенствуя, разве что одному.
Другой пример. Прогнозируется, что количество новых рабочих мест по инвестиционным проектам, реализованным в ближайшие пять лет на территории области, вырастет с 2,5 тысячи до 3,5 тысячи. Не стоит сомневаться, что при таких показателях (известно, что новые крупные предприятия стараются устанавливать зарплату сотрудникам выше средней по региону в отличие от местных «коммерсов») отток трудовых мигрантов продолжится.
Что касается указов президента, то в совокупности на обеспечение финансовой подушки под их выполнение предусмотрено без пары «лямов» 5,2 млрд рублей. На шесть указов. Если конкретней и по частностям: в 2014 году 3,5 млн пустят на создание рабочих мест для инвалидов, 94 млн – на поддержку инвесторов, малого и среднего предпринимательства, 151 млн – на капремонт и реконструкцию объектов дошкольного образования, 226 млн уйдет на создание инфраструктуры земельных участков для многодетных семей, 1,6 млрд (пополам с федералами) выделят на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Отдельного упоминания заслуживают показатели, отражающие эффект всей работы, ради чего, собственно говоря, мы все здесь сегодня собрались… Эффект, честно сказать, даже с точки зрения профессионального дилетанта (как часто любят называть себя журналисты с точной подачи публициста Михаила Леонтьева, того что из «Однако») выглядит, плавно забрасывая крючок, невнятно, если не удручающе и депрессивно.
Вот несколько ласкающих слух щелчков затвора. Удовлетворенность населения услугами ЖКХ за 5 лет должна вырасти с 18% до 21%. Уровень газификации поднимется с 62% до 65%. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в регионе сократится с 4,2% до 2,9%. Младенческая смертность должна упасть с 9 до 7 детей на 1000 рожденных живыми. А уровень смертности трудоспособного населения – с 760 до 710 на 100 тысяч жителей региона. Уровень преступности на те же 100 тысяч должен сократиться с 1860 до 1669 штук, число погибших в ДТП – с 21,7 до 19,3, в огне пожаров – с 13,86 до 12,33. Порой кажется, что это рамки статистической погрешности. Причем на всю эту безопасность ежегодно будут выделять от 800 до 900 млн рублей. И это только из областного бюджета.
Микросъемка
Символом бюджета, который затыкает социальные дыры, поистине может стать такой критерий, как количество семей – получателей субсидий с доходами, не превышающими величины установленного уровня прожиточного минимума. Он закладывается с постоянной величиной в 24 500 семей… Постоянство бедности – так это называется. Не забудем здесь, что прожиточный минимум пересчитывается каждый квартал.
И так почти везде. Исключение составляет лишь несколько отраслей, где закладываются финансы под прогнозируемый прорыв (на общем фоне). Например, строительство. Планируется, что количество квартир на 1000 человек возрастет более чем на 10% – до 612 штук, а ежегодный рост объемов производства строительных материалов и конструкций составит 40%.
Наверное, в достижение можно занести и снижение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям. С 67% до 51%…
Отдельная тема бюджета – подвижки в создании системы электронного правительства. Так, на развитие сети многофункциональных центров областная казна готова выделить в следующем году 76 млн. Самих многофункциональных центров к 2018 году должно стать 27. Соответственно 90% жителей региона будут получать госуслуги в режиме «одного окна». Хорошо? А как же! Комар носа не подточит.
Камера-обскура
Оценивая документ в общем, невооруженным глазом заметно, что термины «развитие» и «созидание» в огромном «фолианте» будто автоматически заменяются менее позитивным и куда более стагнационным словечком «содержание». В общем, затыкаем дырки и пробуем исполнить все социальные обязательства нашего «социального государства». Конечно, регион рад бы избавится от половины такого груза и пустить все деньги в инвестиции – но, но, но…
Да и вообще хваленый программный метод – вот, например, если посмотреть на ту же «молодежку», – выглядит пока обычной статьей расходов, для которой просто более подробно (не значит качественно и реалистично) расписаны ожидания, эффект и критерии оценки. Не говоря уже о том, что наши министерства любят в качестве показателя выдавать субъективное мнение жителей, хотя всем известно, что никто не будет производить социологические опросы – дорого и совсем невыигрышно для заказчика. Но как еще вычислить пресловутую «удовлетворенность услугой»?
Итог в сравнении с прошлыми годами получается весьма красноречивый: на “социалку” добавят, со всего остального снимут. Плюс 2 млрд на образование, 675 млн – на здравоохранение, 178 млн – на социальную защиту. Ну и еще на 219 млн увеличат финансирование статьи широкого профиля «экономическое развитие» и дополнительные 45 млн отправятся в не менее широкое «обеспечение безопасности и правопорядка».
Если вы не вспомнили прямую аллюзию на комедию Владимира Меньшова, то уместно будет сказать, что заветный алмаз все же был найден. На дне ведра с квашеной капустой доблестными силами правопорядка в конце невероятно длинного и насыщенного событиями рабочего дня. Россия была спасена. И все улетели на месяц на Канары, расплатившись с госдолгами. (Хорошо распорядились, ничего не скажешь!) Думаю, драгоценный камень местного значения области не помешал бы и пришелся бы в самый раз к народному столу.
P.S. Да, и чуть не забыл сказать спасибо минфину за то, что смогли уместить «комнату с документами» в четыре десятка слайдов презентации, довольно качественно, кстати говоря, сверстанную.
Комментарии
Андрей Истомин, депутат Законодательного собрания Тверской области, заместитель председателя постоянного комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, фракция КПРФ:
— Пока документ можно оценить лишь в общих чертах – у него впереди первое чтение в областном парламенте. Более качественно можно будет оценить после обсуждения на профильных комитетах. Но уже сейчас можно сказать, что бюджет тяжелый, много спорных моментов. Например, настораживает, что правительство не планирует роста доходов, а государственный долг области, напротив, будет расти. То есть никакого оживления экономики региона не планируется.
Что касается программного метода формирования бюджета, то здесь можно поспорить. Однако дело скорее не в самом методе, он просто еще не обкатан в отличие от отраслевого, который худо-бедно работал. Вопрос в том, как эти программы выполняются. Некоторые из них к концу года дотягивают лишь до 50% исполнения…
В том числе поэтому за главным документом области не видно стратегии. Федеральный центр возлагает на нас все больше полномочий, но денег под конкретное их обеспечение, как мы видим, нет.
С процедурной точки зрения на Законодательном собрании мы должны принять документ до конца года. Но нужно понимать, что у нас не было еще ни одного бюджета, который мы утвердили бы на год и больше его не касались. Скажем так, это будет бюджет на первое полугодие 2014 года, а дальше будем вносить многочисленные поправки. В этой связи модульные показатели, закладываемые на годы вперед, являются, по большому счету, фикцией. Это директива центра – прогнозировать на будущее, хотя обоснованность такого подхода в наших условиях весьма неоднозначна.
Станислав Петрушенко, депутат Законодательного собрания Тверской области, заместитель председателя постоянного комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, фракция «Единая Россия»:
— Впечатление, что бюджет депрессивный, не обманывает. Так оно и есть на самом деле. Документ с таким перекосом социальной направленности не дает экономике региона расти. Год-два область продержится, но потом начнется спад.
Чем богата любая территория? Прежде всего, конечно, инфраструктурой. Должна быть доступность, в том числе, для инвесторов. Недавний пример от соседей: строители из Подмосковья снова ушли в границы столицы, потому что им надоели бюрократические препоны с выдачей разрешений…
Скрывать проблемы не нужно, о них необходимо говорить. Сегодня правительство региона точки роста нам не предложило. Есть выполнение социальных обязательств – и всё. Развиваться за счет одного завода HITACHI не получится. Нужно, чтобы у нас было, условно, не два новых предприятия по 200 рабочих мест, а 2000 предприятий по 2-3 рабочих места. Законы экономики никто не отменял, а развитие территории двигается за счет именно малого и среднего бизнеса.
Выход в данной ситуации я вижу в том, чтобы подходить к процессу стратегически, оптимизируя варианты с точки зрения здравого смысла. Должно быть понимание долгосрочного развития, которое было бы выражено не только на бумаге, но и подкреплено фактами. Еще один важный момент – научить людей пользоваться тем, что уже достигнуто, тогда и отставание в производительности труда не покажется столь большим.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти