Искусство без прописки: почему SoCamp2012 не пустили в Тверь?
В начале той недели стало известно о переносе из Твери в Москву неформальной конференции по социальной и гражданской активности в Интернете SocialCamp Russia – 2012.
Причина – прекращение финансирования и фактическое закрытие Центра современного искусства (ЦСИ) «TverCA», который полтора года с переменным успехом пытался выживать в здании Речного вокзала.
Конференцию отфутболили в столицу
По задумке организаторов SocialCamp Russia – конференция, из года в год меняющая место проведения, вовлекающая таким образом в социальные проекты людей из разных регионов страны. Прошлым летом она с успехом прошла в нашем городе в здании ЦСИ «TverCA», вызвав живой интерес у активных и неравнодушных жителей областной столицы. За год организаторы SocialCamp Russia не нашли новую достойную площадку и решили вернуться в Тверь.
– Мне позвонила директор «TverCA» Ирина Яшкова и сказала, что финансирование центра прекращено, он закрыт и провести мероприятие мы не сможем, – рассказывает один из создателей и организаторов SocialCamp Russia Ростислав Вылегжанин. – Другой площадки в Твери мы в такие короткие сроки найти не могли, поэтому пришлось перенести конференцию в Москву, в центр современного искусства «Марс».
Теперь уже не у нас, а в Москве с пятницы по воскресенье обсудят открытые инновации для бизнеса и социальных проектов, итоги работы наблюдателей на выборах и волонтеров в Крымске, проведут мастер-классы по сбору средств на гражданские инициативы и многое-многое другое.
Тверь потеряла не только прекрасное мероприятие, но, что гораздо важнее, позитивный имидж в глазах целого сообщества. Более 400 активистов со всей России, которые создают современные и уникальные социальные проекты, были вынуждены менять планы, сдавать билеты, снимать брони в гостиницах, а перед ними даже не извинились. Комментариев от власти не последовало вообще.
Конец ЦСИ
Но был ли смысл не пускать в здание речного SocialCamp Russia? В прошлом году власти не выделили на конференцию ни рубля, да и в этом году денег у них никто не просил. Нужно было только дать площадку и хотя бы не мешать. А тут такое… Блогерское сообщество Твери активно обсуждает случившееся в Интернете, называя сложившуюся ситуацию недальновидностью и даже политической ошибкой.
В начале прошлого года в Тверь приехал галерист Марат Гельман, личность во многом одиозная. Он предложил открыть в здании речного Центр современного искусства, параллельно запустив большую программу преображения областного центра. Заброшенное здание Речного вокзала немного подремонтировали. А затем в рамках общегородского фестиваля «Верь в Тверь» здесь открылся ЦСИ «TverCA». Весной и летом в центре прошло несколько федеральных выставок современного искусства.
Предполагалось, что благодаря налоговым льготам от властей, помощи бизнеса и консолидации различных молодежных культурных сообществ Тверь станет издательским и дизайнерским центром России, преобразит городскую среду и выведет культурную жизнь на качественно новый уровень. Была разработана долгосрочная целевая программа, которую летом должно было рассмотреть Законодательное собрание Тверской области.
В это время в наш регион пришло новое руководство, которое отложило все вопросы, касающиеся центра «TverCA» и его программ. Принципиальный ремонт здания Речного вокзала отодвинулся на второй план с началом реконструкции Путевого дворца.
Неудавшийся камбэк
Осенью после долгого затишья Гельман вернулся в Тверь и заявил, что смог договориться с новым губернатором Андреем Шевелевым. Ремонт здания продолжился, центр снова открыл свои двери. Вскоре был проведен Межрегиональный форум «Российская провинция XXI», на котором была озвучена обновленная программа преображения Твери. Планировалось, что ее будет осуществлять местное сообщество, а Марат Гельман будет помогать проекту на федеральном уровне. Заместитель председателя Правительства Тверской области Светлана Вержбицкая, присутствовавшая на форуме, отметила, что власть готова рассмотреть, принять и реализовать программу вместе с активными и неравнодушными жителями города.
В ЦСИ началась реорганизация. Всех сотрудников уволили под предлогом того, что центр будет переведен в другое подчинение, вероятно, получив новый статус. Но и тут жизнь в центре не умерла. В начале года в нем, несмотря на запрет выставочной деятельности, прошла выставка Дмитрия Цветкова «Государство», а киноклуб «Арт-Шмаус» продолжил свою работу.
В течение последних шести месяцев никаких событий в центре не произошло. Небольшой ремонт в здании идет до сих пор. Занялись ли строители необходимым укреплением фундамента, неизвестно. Культурных событий в ЦСИ «TverCA» не было очень давно, а запланированный SocialCamp Russia был отменен.
А был ли смысл?
Официальных документов о закрытии руководство центра пока не получало, но, похоже, власти и без этого поставили на нем крест. Да, фигура известного галериста Гельмана, давшая толчок преображению Твери, неоднозначна, но зачем же рубить на корню желание тверских культурных деятелей и молодежи работать на благо родного города?
Тут сразу вспоминается, что знаменитый Тверской экономической форум в этом году не состоялся, народный театр выселен из ДК работников образования (Дом учителя) на Советской площади, такая же участь может постигнуть и тверской клуб чирлидинга «Звёзды». В каждой ситуации свои причины, только результат, к сожалению, один, и неутешительный.
Конечно, перенос из Твери SocialCamp Russia и фактическое закрытие ЦСИ «TverCA» – весомые потери для нашего города, но хотелось бы четко понять, нужны ли современное искусство и неформатное творчество местной молодежи нашей власти, городу. Возможно, у чиновников есть какой-то свой план развития, только о нем они пока не говорят.
КОММЕНТАРИИ 8 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
есть два комментария:
1/ Самое печальное, если по негласной договорённости между властью и РПЦ, Речной доведут до самого плачевного состояния, всем скажут что он погибает, у власти нет идей и денег что с ним делать и в этот момент появится РПЦ в образе спасителя, которая настоятельно просит вернуть эту территорию в лоно родной церкви (ведь Речной Вокзал находится на территории Отроч монастыря). В таком случае РПЦ отвоюет себе ещё одно козырное место в центре города, здание могут разрушить, так как это же сталинский ампир, а не церковная постройка, а потом на народно-бюджетные деньги строить храм на месте Речного.
2/ Тоже печальный вариант. Шевелёв будучи верным псом империи и государя, насквозь пропитанный казёнщиной и милитаризмом, с помощью новых чиновников и старых присягнувших, постепенно превратит город в плацдарм для проведения патриотических и серых чиновничьих мероприятий, в которые как правило вбухиваются миллионные средства, половина из которых разворовывается. А городу в таком случае останется всё-тот же набор площадок и развлечиний с всё тем же набором экспонатов и культурной программой. Другими словами говоря - полная скукотища.
Хотел написать "добро пожаловать назад в Совок", но нет, простите меня господа Совколюбы, вы во многом правы, защищая СССР, нынешнее состояние не сравнится с советским временем, оно было лучше, честнее и интереснее - люди верили, и как это не странно, художники и режиссеры получали достаточные средства и площади чтобы творить и выставляться, а сейчас, несмотря на якобы свободу - серость и мрак. В такой ситуации правильнее будет сказать "Добро пожаловать в День Опричника"
На следующий год на Речной запланировано более 50 миллионов - на его ремонт. Хотя опять ведь все своруют. И вообще-то проект Тверца вообще был одноразовый. Его и Зеленин финансировать не собирался. А если учесть, что проектом занимались мОлодцы Зеленина (Моторкин и Каспржак), то Шевелев и по этой причине прикрыл этот проект.
А церковникам этот Речной не нужен. Слишком большие деньги нужны на реставрацию, а они с деньгами не очень любят расставаться. Да церковникам и без Речного неплохо.
Чувствую польется, после такой новости. Странно почему не пустили.
Издательский рай, гуманитарное сколково и все остальное теперь можно смело продавать в качестве бренда другому региону. возможно, там к этим идеям отнесутся с большим пониманием, и даже будет толк
Продолжаю утверждать, что это мертворожденные, высосанные из не очень чистого пальца "бренды". Объясняю свою позицию: во времена повсеместного вытеснения бумаги электронными форматами "издательский рай" звучит издевательски, типа, загробный мир, где вас давно ждут Иоганн Гуттенберг, Иван Федоров и прочие, давно отошедшие в мир иной, праотцы книгопечатания. "Гуманитраное Сколково" - тоже смешно, ибо проект Сколково был и остается бумажным тигром. Да, на строительстве самого комплекса и его инфраструктуры там все еще планируется погреть руки, но дальнейшие перспективы в тумане. Российской Федерации на глобальном рынке отведена роль отнюдь не центра технологий и научных исследований... Как и Твери в масштабах РФ))) поэтому кэмп и отчалил с Речного 😉
во первых, издательский рай – это не просто типографии, это большое видение объединяющее все творческие сферы, тут ставка не на книжное производство, а на интеллектуальный потенциал и его концетрацию в одной географической точке - ну а чем это не бренд? во вторых, была же Дача художников под Вышним Волочком ещё Репиным основанная - чем не хороший пример? Помогали же и в советское время этой дачи, я сам там был и помню как члены союза художников за госсчет ездили туда работать. Кэмп уехал не из-за неперспективности проекта, а из-за того, что государству это ненадо – у него есть нефть и ядерная бомба, а ползать на карачках и упрашивать государя художник никогда не будет
)))
В продолжение темы:
Надо НЕ сотрудничать с властью, а заниматься творчеством, бизнесом, создавать вокруг себя собственное пространство. Художник в любой ситуации найдет выход творческой энергии и найдет свою аудиторию и поклонников. А вот кому хуже во всей этой ситуации, так это государству, они теряют то самое главное, что является клеющим элементом нации, искусство объединяет и выхватывает из социальных и политических проблем. Ну а что можно ожидать от временщиков типа Шевелёва? Это казарменный человек с казарменной психикой, он полезен для одних целей и вреден для других. Возрождать регион который уникален и исторически и географически должен не солдат, а художник.
В моем детстве говорили слово "Чечня" и на ум приходило имя Махмуда Исамбаева (хотя может он ингуш - это не важно), а теперь на слово "Чечня" в сознание врезается Рамзан Кадыров, вроде бы и тот и другой лезгинку танцевали, но разница между ними огромна. Американцы хитро сделали - они сделали особые условия для эмиграции творческих людей, это специально выделенная категория в законе, которая может получить сразу вид на жительство. Потому что они понимают ценность искусства, а у нас разве что спорт только в почете, да и то - элитный, а так чтобы для детей и простых людей, тоже всё печально.