На вокзале, на вокзале тётки с дядьками снуют...

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Не каждый российский город может похвастаться наличием сразу двух железнодорожных вокзалов с одинаковым названием. Тверь – может. Так уж исторически сложилось…

Сначала немного о здании, именуемом старым.

Возведено оно было по стандартному типовому проекту архитектора Рудольфа Желязевича в 1848 году и ничем выдающимся себя не зарекомендовало. Точно такие же скучные сооружения в одно и то же время появились и в Малой Вишере, и в Клину, и в Бологое.

Кирпичная оштукатуренная двухэтажная постройка, полукруглые торцовые фасады, галерея на чугунных колоннах, ведущих на перрон, нескольких залов ( в ту пору 1-го и 3-го классов), телеграфное и багажное отделения, кассы, кухня да буфет.

Правда, в западной части вокзала были оборудованы императорские комнаты с мраморными каминами и дубовыми паркетными полами, где отдыхали августейшие особы во время поездок из Петербурга в Москву. Вот и все красоты.

Знаменито старое здание разве что тем, что «Статского советника» с Фандориным-Меньшиковым снимали на платформе тверского вокзала.

Чуть забегая вперед, скажем, что руководство наших, видимо, слишком богатых российских железных дорог напланировало реконструировать весь тверской вокзальный комплекс и воссоздать уничтоженную большевиками императорскую комнату, которая будет выставлена на всеобщее лицезрение пассажиров.

К началу двадцатого века на станции Тверь была своя жизнь, не связанная с городом. Вместо электрического освещения, которое протянуть из центра было и далековато, и дороговато, вокзал освещался стеариновыми свечами. Часы на станции всегда отставали от городских на десять минут. Как и все другие станции железных дорог того времени, станция Тверь жила по петербургскому, так называемому времени Пулковской обсерватории, а город – по московскому.

Поблизости с вокзалом возник привокзальный поселок со своими служебными постройками, складами, улицами, состоящими из деревенных домишек и многочисленных трактиров и питейных заведений…

Лишь с конца тридцатых годов вокзал вошел в городскую черту и стал преображаться… А к середине 80-х годов и вовсе стал до боли родным для калининцев местом паломничества в Москву на “колбасных” электричках.

Итак, старое здание тверского вокзала. От троллейбуса и маршруток далековато, на машине к нему не подъедешь, да и пешком добираться до перрона приходилось через подземный переход, топая вниз-вверх по длинным лестницам.

По всем статьям город нуждался в строительстве еще одного здания.

И оно появилось. Идея пришла в голову председателю Калининского облисполкома Александру Ильенкову в конце 80-х годов. А в 1982 году градостроительный совет при главном архитекторе города рассмотрел проект нового железнодорожного вокзала. Он включал в себя не только строительство нового современного здания, но и реконструкцию привокзальной площади, перенос трамвайных путей и строительство второго пешеходного туннеля.

Новый вокзал, построенный по проекту В. Кузнецова, должен был выглядеть, как три опрокинутые арки, рядом с которыми решили соорудили высокую башню с часами, а сам фасад должен был горделиво взирать на одну из главных улиц Твери – проспект Чайковского.

Потенциал нового вокзала был рассчитан на неоправданно громадный поток людей, чего на самом деле вовсе и не требовалось.

И вот распахнувшее в 1991 году свои двери новое здание объединило подземным переходом вокзалы дальнего и пригородного сообщения. На новое место, поближе к железнодорожному, переместился автовокзал, а проспект Чайковского взял на себя роль своеобразного узла, связывающего центр города с архитектурными памятниками на привокзальной площади.

По своему уровню, масштабу и оснащенности более значимых общественных зданий в городе не было построено за последние двадцать лет.

К началу осени прошлого года в тверских теленовостях жители Твери заметили в бегущей строке неожиданную новость. В ней сообщалось, что здание советской постройки железнодорожного вокзала планируют снести…
Первая же мысль, пришедшая в голову: а зачем? Неужели у нас такой цветущий и состоятельный город, что может себе позволить снести целый железнодорожный вокзал?

Потом головы тверичан посетила другая мысль, о которой раньше как-то и не задумывались: а зачем это, собственно, Русская православная церковь стала возводить храм Александр Невского аккурат посерединке фасада нового вокзала, загораживая его от проспекта Чайковского?

Оказывается, всё очень просто. Помните, в начале повествования было упомянуто о возрождении в здании старого вокзала императорской комнаты? Так вот. Это лишь один незначительный пунктик в широкомасштабном проекте РЖД.

Он предусматривает реконструировать (читай: снести) весь вокзальный комплекс. И для этого уже создали целую рабочую группу. Рукава закатали и представители Октябрьской железной дороги, и дирекции железнодорожных вокзалов, и облизывающаяся компания проектировщиков и подрядчиков.

Ломать не строить. Есть необходимость в реконструкции нового вокзала? Да никакой.

Все те, кто приезжает в Тверь впервые, прежде всего восхищаются необычностью, ни на что непохожестью тверского вокзала. А такой замечательной башенки с часами, нет, пожалуй, ни в каком другом городе.
А как же быть с мраморными лестницами, дорогущей лепниной, наконец, что станет с экзотическими растениями, живущими в просторном зале ожидания? Ладно интерьер. Бог с ними, с цветами. Но ведь новый вокзал пока что еще на самом деле новый, 1991 года постройки. Он удобен, комфортен, наконец красив.

Говорят, что решение о сносе здания пролоббировано Русской православной церковью. Ведь строительство храма ведется с завидной интенсивностью. Жители города не раз задавали один и тот же вопрос главному архитектору города: « Не будет ли возведенный храм оттенять, загораживать облик нового вокзала?». Ответ один: «Не будет. Наоборот, тот новый вид, который откроется перед приезжающими и тверичанами, начнет лучше гармонировать со стилистикой самого города».

В защиту своего проекта проектировщики заверяют, что новый вокзал станет современным транспортно-пересадочным узлом, что он будет представлять собой некий протяженный конкорс (распределительный зал для пассажиров), перекинутый над путями.

Будет модернизирована вокзальная навигация, проведено переустройство двух пассажирских платформ, обеспечен режим безопасности, в том числе антитеррористической, установлены системы видеонаблюдения, вокзальный комплекс будет оборудован компьютерными системами распознавания внештатных ситуаций. И кроме всего прочего новое здание вокзала обеспечит прямой выход к новой и существующим платформам, облегчит связь между исторической частью города и противоположными районами и создаст динамику для развития этой части города.

Почему-то сразу вспоминается гоголевский персонаж – Манилов. Помните?

«Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах…”

Вспомнился Манилов не случайно. Ведь кроме уже перечисленных благ на благодарных пассажиров посыпятся парковочные места для автомобилей, фуд-корты, рестораны быстрого питания с разнообразной кухней, многозальный кинотеатр, боулинг, кафе, салон красоты, парикмахерская, душевые и прочая и прочая…

А для того чтобы эти никому не нужные планы создания нового вокзального комплекса в Твери стали реальностью, планировщики призывают на поддержку администрацию области, управление регионального развития, российских и зарубежных инвесторов, которые бы дополнили финансирование со стороны ОАО «Российские железные дороги».

Не совсем понятно. Разрушить одно и построить другое, грохнув миллионы рублей и залезая в долги зарубежных и своих инвесторов. Зачем???

Как бы там ни было, но в начале 2012 года станция Октябрьской железной дороги получит 120 миллионов рублей на реконструкцию вокзального комплекса. Часть этих денег уже предназначена для сноса советского здания.

Но это еще не всё. Первые пять миллионов из этой суммы уже осваивают: в старом – имперском – здании железнодорожного вокзала начался косметический ремонт. К началу 2013 года объекту будет возвращен его исторический облик, здесь воссоздадут императорскую комнату. Работы ведутся в соответствии с инвестиционной программой “Российских железных дорог”, согласно которой в стране будет реконструировано 400 железнодорожных вокзалов. Прямо-таки наполеоновский размах!

К обновлению “имперского” здания привлекают британский капитал: объект вошел в совместный пилотный проект с правительством туманного Альбиона, а свои подписи под меморандумом уже поставили президент “РЖД” Владимир Якунин и министр торговли и инвестиций Великобритании Лорд Грин.

Привокзальную территорию инвестор-перевозчик собирается превратить в транспортно-логистический комплекс с включением в него автобусного вокзала и, конечно же, своих торговых центров (а кто бы сомневался!).

Вроде бы поддержал проект, как ни странно, и губернатор Андрей Шевелёв, заявив, что здание вокзала нужно полностью снести, а на его месте соорудить автомобильную парковку. Своим заявлением губернатор вызвал у жителей Твери, мягко говоря, противоречивую реакцию.

Здравомыслящие люди хорошо понимают, что дополнительные расходы инвестора из “страны вечного смога” тут же отразятся и на стоимости проезда, и на прочих услугах для пассажиров. Да и судьба привокзального мини-рынка будет предрешена. Его уничтожат. Вместе с лотками и частными предпринимателями.

Проще говоря, государственная компания “РЖД” без зазрения совести хочет залезть в наши карманы.Кроме того, утверждают противники проекта, здание давно и органично вписано в территорию, является его архитектурной доминантой и имеет определенную культурно-эстетическую ценность.

Власти никаких объяснений не дают. Автомобильная парковка, видимо, для них важнее здания вокзала. Что, впрочем, не удивляет.

Вспомните, что было, когда запустили первые “Сапсаны”. Многие электрички просто-напросто упразднили, а заплатить вместо 265 рублей за проезд на электричке 1470-3300 рублей за проезд на «Сапсане» сможет разве что областной или городской чиновник или бизнесмен, но никак не рядовой тверской пенсионер. Примерно то же самое ожидает нас и после реализации проекта.

И если это произойдет, будем мы жить “как у Христа за пазухой”. С новой парковкой, английскими супермаркетами и храмом Александра Невского в тесном соседстве со старым вокзалом и императорской комнатой…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Транспорт

КОММЕНТАРИИ 13

Для комментирования Вам необходимо .

lamia

Понятно. Позиция РПЦ - нагрешил, воспользовавшись поездом (как же, неестественное перемещение, противоречит закону божьему), и сразу на вокзале - шасть грехи замаливать...

0
0
evgenii67

Задолбал Контуженый, вали в свою Рязань.

0
0
    Don Pedro

    он неконтуженый - в Рязани его звали: " В ж... раненный)))"

    0
    0
    helga

    А Рязань-то не "его", он у нас парень Нелидовский, точнее уроженец Бельского уезда, что в Нелидовском районе, так что город Белый теперь должен процветать

    0
    0
Don Pedro

"имя Андрея Шевелева может быть с полным основанием занесено в Книгу рекордов Гинеса за «самое бездарное освоение бюджетных денег»" - ну почему же бездарное? сдается мне весьма прибыльное для кого-то)))

0
0
    Terminator

    А причем тут бюджетные деньги? Проект же вроде РЖД финансирует!

    0
    0
      Александр Николаев

      Почему-почему? Потому что эржедешники отстегивают только 30 процентов, а остальные 70 - инвесторы и местные бюджеты

      0
      0
subtitle

а чё фото такие мелкие? как этикетки для спичечных коробков. блогеры то на сайте ставят нормально фото. а редакция не умеет? или чё - фоток вокзала нет крупных? на фоне текста такого размера это как-то очень тоскливо выглядит.

0
0
IzTverI

В любой нормальной стране и городе, если есть столько денег на реконструкцию, давно бы решили, что стоянка должна быть подземная, на месте, где сейчас зеленая поляна перед вокзалом и строится церковь. Когда давали разрешение строить церковь, почему не обязали сразу сделать под ней парковку - не понятно. А так действительно позорище сейчас - вокзал более -менее нормальный, а оставить машину, встретить гостей, негде. Надо чиновникам уметь отстаивать интересы города, а не помогать осваивать бюджетные средства РЖД.

0
0
    lamia

    Зато висит кирпич и гайцы гоняют всех паркующихся с Коминтерна. Нет бы сделать нормальную платную парковку - приехал на вокзал, сдал машину на недельку, и ломанулся в отпуск. Приехал, в свою машину сел, и уехал

    0
    0
sapfira

Мдааааа.....а жители Твери имеют право голоса? Снести вокзал - это же глупо, у нас денег бюджетных что ли до фига? А уж строительство этого "собора" перед вокзалом....просто гениально! Наплевать, что это смотрится дико, главное, соблюли историческое место.

0
0
baccj

К слову сказать, храм не "строят", а восстанавливают именно на том месте, где он и находился, пока мудрец Ильенкову не пришла в голову мысль освоить бюджетные деньги на бездарный вокзал, что признаёт и автор.Он большой и все издержки оплачивает так или иначе пассажир. Как-то так.
Имеют ли жители Твери право голоса? Конечно имеют! Только прежде, чем высказаться, надо хорошенько подумать. А, о чем подумать? Во-первых, здание вокзала не принадлежит городу, как и земля под ним и и мини-рынком "Локомотив" ( автор допустил неточность в названиях), это собственность РАО "РЖД". Это факт. Во-вторых, так называемое долевое участие в возведении нового проекта это возможность заработать бюджету города ( в основном на аренде). Что бы заработать надо вложить. На халяву у нас может жить только оленинский Дубов. В-третьих, давайте уж честно скажем, что функционально этот вокзал очень и очень не удобен для пассажиров.Хотя бы тем, что протяженность его подземного перехода, в отличие от старого,гораздо больше и круче. Пандусы - вообще аут. Мраморные ступени зимой - убийцы.Красота? На вкус и цвет..., дальше сами знаете что.Эстетическая ценность объекта с выщерблеными стеклянными вставками и обсыпавшейся штукатуркой...Не знаю, но за автора становится тревожно.
Одним словом, спасибо Александру Николаеву за позавчерашнюю новость. Давайте дождемся проекта нового "Нового ж/д вокзала", а там и посмотреть будем.

0
0

твари. больше слов нет. народ в пищите живет а они день деньги народные тратят не туда куда надо

0
0