Самопальный стандарт

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Из практики последних лет известно, что дорога состоит из нескольких слоев: слой песка-гравия, слой снега, слой асфальта… Да-да, именно так. Едва только припорошит зима первым снежком разбитые наши дороги и дорожки, – тут же на улицы-переулки тверских городов выползает, рыча движками, дорожная техника. Смуглые (все как один) рабочие в оранжевой униформе или без таковой начинают шуровать лопатами, разбрасывая по ямам и колдобинам асфальтобетонную смесь. Раз-два, раз-два! Бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит…  Разбросали, прогнали сверху каток — и дорога, раскатанная поверх снега, готова к эксплуатации.

Так повелось. Именно так и привыкли работать. И никакие партийные проекты вроде “Дороги Васюков” или “500 парковок во дворах на месте детских площадок” повлиять на ситуацию не в силах. Потому что целевые деньги осваивают те же самые фирмы, которые клали, кладут и будут класть асфальт прямо в снег, в грязь, в лужи, при этом закатывая в него канализационные люки, тротуары, ливневую канализацию. Куда угодно и поверх чего угодно, только не туда, КУДА надо, и не так, КАК надо. В последнее десятилетие у тверских дорожно-строительных организаций сформировалось нечто вроде стандарта того, как не надо работать.

То, что происходит сегодня в сфере дорожного строительства и ремонта, — это серьезный повод задуматься нам всем. Задуматься о том, куда уходят налогоплательщицкие денежки, тем ли людям и организациям доверяем осваивать их, соответствуют ли мастера-дорожники требуемой квалификации, насколько современны дорожная техника и технологии дорожного строительства, и т. д. Ведь, по большому счету, со дня краха советской власти в отрасли  ничего не изменилось. Многие дорожники, привыкшие только осваивать бюджет, просто не способны перестроиться. Они искренне не понимают того очевидного факта, что деньги нужно зарабатывать, в том числе качественным исполнением условий госзаказа. Что вы! Они убеждены, что каждый год получать деньги и не отвечать за объекты, сданные ранее,  это нормально, это правильно, это так и должно быть.

Пару лет назад декабрьским днем, в снегопад, завидев, как группа рабочих-азиатов накатывала у меня во дворе асфальт, поинтересовался, почему они это делают. “Нащальника приказал”, — коротко сообщил один из них. Спросил: “А вы что, не видите, что это неправильно? В дождь и в снег все работы, связанные с подготовкой дорожного полотна, останавливаются — таковы действующие в нашей стране нормы и правила, таковы общепринятые стандарты, таковы правила приличия в конце концов”. “Нащальника приказал — мы и делаем, — повторил мой собеседник. — Ха-ар-р-рощий дорога будет. А если пляхой, так мы ее переделаем потом”.

И так повсеместно. Закапывают деньги в асфальт, платят откаты, ссылаются на обстоятельства, на коварную погоду, на плохие российские законы — словом, на всё что угодно, лишь бы не работать как должно, но при этом получать деньги и ни за что потом не отвечать.

Впрочем, насчет хороших законов я погорячился. Система организации и выполнения государственного заказа в России (не только по дорожным работам, а вообще по всему, что связано с распределением бюджета на конкурсной основе) действительно громоздка, неповоротлива и не отвечает нашим реалиям. Например, в Тверской области зимний период длится, по сути, 8 месяцев. И чтобы поврежденные тверские дороги можно было отремонтировать до наступления новых холодов, организацию конкурсов на подряды будущего года надо начинать еще предыдущей зимой. А у нас система построена так, что деньги на ремонт дорог по выигранным тендерам начинают поступать в середине осени, а то и позднее. В результате ремонт объекта действительно завершается к новому году. И если где-нибудь на Кубани с ее субтропическим климатом дороги действительно можно ремонтировать в октябре (и они будут при этом  нормальными), то в наших широтах октябрьский ремонт — это, как сейчас говорят на форумах, “распил бюджета”, мартышкин труд, пустая трата времени, но только не качественная работа по созданию устойчивого к разрушениям дорожного полотна.

Кстати, о том, что систему госконтрактов надо изменять, говорят уже с самых высоких трибун. Но пока все остается по-старому. Понимаю. Изменить правила игры — значит лишить кормушки многих и многих. Это всё равно что заставить ламповый компьютер 60-х годов работать по стандартам вычислений дня сегодняшнего. Проще  выкинуть или сдать в музей. И купить новый. Обойдется значительно дешевле.

В современной российской (в данном случае тверской) дорожно-строительной отрасли слишком многое сохранилось от “лампового коьпьютера”. Яркий пример — начавшийся капитальный ремонт улицы Московской в Твери. Бюджет выделил на этот объект немалые средства — 31 миллион рублей. Вчера “Твериград” побывал там, посмотрел, как идет ремонт. Личные впечатления: ничего хорошего он жителям не обещает. Но давайте всё-таки подождем. А вдруг до первого снега управятся?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Без рубрики

КОММЕНТАРИИ 5

Для комментирования Вам необходимо .

Klio

Про конкурсы уже давно говорят, что проводить их надо ранней весной, если не зимой. Но воз и ныне там. Здесь, как у следователя: Ищи, кому выгодно? До тех пор, пока будет выгодно, у нас не будет ни дорог, ни мостов, ни цивилизованной жизни.

0
0
subtitle

И ведь ничего не стремаясь лепят в снег в самом центре города! Помню, в прошлом году это безумие (на Желябова что ли?) остановили только после сюжета в теленовостях. А в этом года такая же петрушка! Так происходит по одной простой причине: в среде "деловых" людей (с подачи сверху) нынче ценится именно это - умение урвать свой кусок из бюджета, из средств налогоплательщиков, которые по идее должны расходоваться на развитие цивилизации (инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры итд) на данной территории. В итоге скоро в области ничего уже не останется кроме лабазов с ширпотребом, тачла и бетонных коробок для тех, кто чем-то еще промышляет в этих бараках-буераках. Слабо я верю в то, что ТВЗ реально сможет конкурировать с Сименс или Альстом. Не сможет. А значит не будет в регионе денег на инфраструктуру и дороги. Забудьте.

0
0
gumanist

Все будет хорошо, друзья!
у власти скоро выборы! Как только пойдет снег и станет холодно, власти проявят мужество и приостановят ремонт на Московской до весны. Зачем тратить народные деньги попусту??? А того, кто расковал улицу почти зимой публично накажут! Хи-хи

0
0
    lamia

    Что-то у Вас, уважаемый, хи-хи какое-то негуманистичненькое. Хотя с другой стороны, во времена Грозного, когда опричники приходили - если семья плачет, значит, есть что искать. А если при виде сборщиков смеются - все, у них ничего нет, можно и не искать. Получается, и у нас так. Дорог нет, воды нет, в городе бардак, а мы похихикиваем себе в уголку и ждем, что кого-то накажут...

    0
    0
Марина Ахатина

дураки и дороги - вроде две беды Раши? Так что все боретесь со второй бедой, пока не решили ничего с первой!)

0
0