Вера Ефремова: "Мастерство заключается в знании жизни"

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

13 ноября художественный руководитель Тверского академического театра драмы, лауреат Государственной премии Вера Андреевна Ефремова отмечает свое 85-летие и 40 лет работы в Твери (Калинине).

В честь знаменательного года в театре проходит особый фестиваль – «40 лет с «Вишневым садом». Незадолго до юбилея Вера Андреевна, отвечая на вопросы журналистов, поделилась житейской мудростью, собственной театральной философией и ответила на главный вопрос – каково это, когда вся жизнь проходит в театре, а театр живет внутри тебя.

О юбилейном фестивале

– День рождения скоро – это хорошо, но самое главное, что у нас еще идет фестиваль. У нас особый фестиваль – фестиваль в течение года… Такая была придумка, и назвали мы ее «Вишневый сад». Это потому что у нас в репертуаре несменное количество классики. Вот за это я могу ручаться, что не каждый академический и областной театр имеет в своем репертуаре Чехова, Горького, Толстого, Гончарова, Тургенева, Островского, Пушкина, Лермонтова. И мы этим очень гордимся. Для нас «Вишневый сад» – самый дорогой, самый любимый спектакль, если мы его играем 40 лет, если 40 лет на него ходит зритель, если такое количество актеров прошло через него!

О премьере «Варваров»

– Я суеверный человек. Режиссеры, знаете, все суеверны. Я если в одном платье на репетицию пришла и та хорошо прошла, неделю его не буду снимать (улыбается). Так что у нас свои причуды тоже есть. О премьере ничего говорить не буду – мы работаем… А что это будет, увидим, когда пройдет спектакль. Скажу, что эта пьеса очень нужна сегодня. Она очень сильно написана очень хорошим писателем (Максимом Горьким). Было время, когда ему хотели дать красное знамя и выпустить вперед – утверждать социалистическую революцию… Конечно, он жил в это время, но он глубочайший писатель. Я его поставлю чуть ниже Толстого и Чехова, потому что очень сильно их люблю, но это исконный писатель из русской земли, он оттуда вырастает. И сегодня очень сложно, когда мы играем много пьес и многие – так, по поверхности стекаются… Но мы не можем на потребу зрителей не давать какие-то более легковесные спектакли. А по существу мы стараемся отдать зрителю то, что ему нужно. И он за это нас благодарит.

О Калинине

– Не хочу хвастаться, но скажу, что имела очень много приглашений. Но никуда не ездила. И за рубеж. Я с Москвы… Вот хотела в Тверь, и всё. Больше всего мне нравились Калинин и Игарка (маленький городок Красноярского края, расположенный на берегу Игарской протоки Енисея). Два города. Почему, не знаю. И когда мне предложили приехать сюда, я ни одной минуты не сомневалась, хотя в то время получила приглашение в Малый театр от Михаила Ивановича Царева ставить «Бесприданницу». Я сказала: «Спасибо, но я не могу, я только что приняла Калинин». А затем его заместитель Борис Сорокин, с которым мы учились параллельно в ГИТИСе, вопрошал: «Вера, зачем ты так сказала, он тебе больше никогда не позвонит!». А я не могла сказать, что всё брошу и приеду. Я приняла Калинин. И решила ставить «Вишневый сад».

О русской литературе

– Я, например, считаю, что великая русская литература – она единственная настоящая. Это не значит, что вся итальянская, французская, немецкая, английская не имела замечательных драматургов, писателей, очень талантливых людей, но в российской классической литературе заключено огромнейшее богатство. Не знать его, не наполнять себя им – это большой минус. Меня ужасно волновало, когда в школах стали сокращать литературу…

О верности классике

– Мы остались верны классике. А почему мы это делаем? Мы хотим, чтобы люди были лучше. Мы живем в счастливое время – у нас очень много хорошего на нашей земле, но есть еще вещи, которые нас волнуют. Это дикое стремление к наживе, чтобы главенствовал рубль или доллар, а не человеческие чувства. Русская литература полна очень высоких чувств. Она может поднять человека на огромную высоту. Посмотрите, какое богатство у наших писателей, а из них очень многие, начиная с Лермонтова, были совсем юными. Значит, это уже в составе крови великих русских писателей. Вот поэтому у нас много классики. И в который раз повторюсь: для нас очень большое счастье, что она посещаема. Не могу сказать, что тут висят на балконах и сидят на приставных стульях, но она пользуется спросом. Я вижу, как люди сидят, как они уходят, как они встают… Наверное, это очень хорошо. Как сказал Антон Павлович (Чехов), “без театра нельзя”.

Об академической чистоте

– Наш театр замечателен только потому, что имеет право называться академическим. Академия в данном случае – это немножко следующая ступень. Мы не можем, не имеем права делать то, что идет ниже этого. Но самое главное, что у нас, как кто-то сказал, «чистый театр». Знаете, это очень много значит. У нас человеческие отношения не могут перейти в плоскость “против кого ты дружишь”. К счастью, у нас этого нет. Я всегда очень переживала за нашего младшего брата ТЮЗ, в котором все время были какие-то пертурбации… Мы в этом отношении – счастливые люди. Это не значит, что у нас все хорошо, все всем довольны. Но всё равно мы объединены. У нас одна кровь – она бывает разных групп, но все-таки одна. Вот это много значит. Может быть, это потому, что мы серьезно относимся к работе. Мы знаем, что это, по существу, наша жизнь, что без этого мы жить не можем.

О современной «черноте»

– Я очень много ставила современных пьес – и Полевой, и Симонов, и Шатров, и Вампилов… Наверное, сегодня тоже много хороших, но они как-то… Вот (Юрий) Поляков мне прислал замечательную пьесу, я с удовольствием бы ее поставила, но уж очень много «черного»… А я люблю все-таки посветлей.

Об учителях

– У меня было хорошее воспитание. У меня был замечательный учитель – моя бабушка – из старой дворянской семьи Пущенского рода, которая окончила Смольный, уехала потом в Женеву, поступила в мединститут… Но после первого курса она вернулась в Петербург и в 26 лет написала свою первую пьесу, которая с огромным успехом прошла в Александринском театре с великой Савиной, а потом в Москве – с великим Ермоловым. И всю жизнь она оставалась драматургом, даже признанным – после революции ей дали персональную пенсию республиканского значения…

О балконе

– В школе в Саратове я приходила сразу после уроков не домой, а в театр. Поднималась на балкон, ложилась на пол и слушала репетиции. Мама была ведущей актрисой театра, а отец несколько лет был его художественным руководителем. Репетировали пьесы «Три сестры» и «Варвары», а режиссером был великий Иван Алексеевич Ростовцев. К сожалению, ныне забытый. Я его очень боялась. У него была собачка, он брал ее на репетицию, если актер плохо играл, он говорил: «Ну, полай, скажи, что он неправильно делает». Но это все такие шутки… Те моменты, которые создали мой особый мир отношения к театру.

О природе человека

– В чем заключается миссия человека искусства? Открывать что-то очень новое в людях! Утверждать человека, прекрасность жизни, бороться с тем, что этому мешает. Вот что сейчас происходит на Украине – это ведь горе… А люди хотят хорошего. Люди по природе своей созданы Богом. И, по существу, пришедшие в жизнь, они не могут нести плохое. Они несут плохое, когда поставлены в какие-то ужасные обстоятельства или имеют какие-то очень плохие задатки. Вот эти задатки нужно уничтожать тем, что другие-то люди прекрасны. Если они бывают в чем-то не правы, они должны раскаиваться. Мечтать о том, чтобы человек был лучше. Потому что в каждом из нас есть очень много хорошего. А иногда это хорошее закрывается плохим. Вот снять это плохое, открыть природу человека – наверное, это и есть самое главное.

О детях

– От молодых я жду большого мастерства. А мастерство заключается в знании жизни. Я считаю, что в театре, особенно драматическом и особенно академическом, на сцене должны быть люди. Как только эти люди становятся куклами, театра нет. Но это очень трудно. К моей глупости, я не имела детей. Но у меня было очень много спектаклей. А в спектаклях живут люди. Их тоже надо создавать. Вот это немножко компенсировало то, что я не сделала, то, что надо было сделать в жизни… Но зато я люблю театр. Боюсь сказать, наверное, больше 150 спектаклей поставлено мной. И каждый, по существу, имеет право на жизнь, потому что я стремлюсь, чтобы там жили люди – своими чувствами, желаниями, хотениями, борениями… Я много ставила комедий. Но и комедия должна быть для чего-то. Ведь самый главный вопрос в театре, когда начинается работа, для чего ты ставишь этот спектакль.Утвердить замечательного драматурга – конечно, обязательно. Но сегодня, в 2014 году, куда направлять поиск того, происходит в этой пьесе? Что утверждать? Через что идти? Вот это, наверное, самое сложное. Настоящий театр – это очень большой труд! Очень наивная точка зрения, что театр – довольно всё легко. Это мучительно, это именно создание людей. Значит, надо же открыть этих людей, чтобы у них были сердца, нервы, чувства, чтобы они могли любить и ненавидеть, спорить. Не получится, если не прожито через себя.

О скептиках

– Я считаю, мы пользуемся успехом. Нас любит город… Конечно, есть много скептически настроенных людей, которые хотели бы видеть наш театр совершенно в другом качестве. Но тогда надо ехать в другой театр, понимаете… Что касается каких-то ультрасовременных постановок с раздеваниями, со всякими эротическими сценами – это у нас миф. Но что делать… Наверное, это не вечно.

О Станиславском

– Для меня самое главное в жизни – это встреча с театром. Я без театра не могу. Так сложилось с очень раннего детства. Когда отец меня укачивал, он носил меня по комнате, где во всю стену висел портрет Станиславского, потому что отец был настоящим учеником Константина Сергеевича. И отец говорил: «Верочка, вот это Станиславский!». И я переставала кричать (смеется).

О том, что впереди

– У нас большие планы… И, опять же, я не очень люблю об этом говорить. Могу сказать, что мы будем ставить спектакль к 70-летию Победы. Борис Александрович Персиков этим занимается. Мы будем ставить детский спектакль – «Красную Шапочку», с очень хорошей музыкой. Будет ставить наш молодой будущий режиссер, который сейчас учится на режиссерском факультете, Александр Павлишин. Сан Саныч Чуйков на малую сцену хочет сделать Есенина, которого он бесконечно любит, как истинный рязанец. А я хочу сделать «Три сестры». Я начала с Чехова… и думаю, что это интересно. Это вот 2015 год. Дальше – не знаю…

Кстати

Основные торжества, посвященные юбилею Веры Ефремовой, состоятся 13 ноября. Организаторы и руководство театра обещают массу приятных сюрпризов, знаменитых гостей, гала-концерт и множество других вещей. Театр приглашает всех тверичан и гостей города на столь знаменательное событие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .