Тверские мосты: вчера, сегодня, завтра
Мосты… Погрязнув в сиюминутных проблемах, вечно спеша, мы с вами сегодня как-то и не задумываемся о прошлом этих тверских сооружений. Едем себе из Заволжья по Новому мосту в центр города или переходим туда же по Старому, а между тем эти сооружения имеют свою историю, свою жизнь. А всегда ли так было?
Долгое время горожанам верой и правдой служил наплавной мост. В древние годы он впервые был сооружен как раз напротив нынешнего городского сада. И не просто так, а по велению самого императора Петра I аж в 1701 году.
Опорой этому сооружению служил десяток больших барок, которые с помощью шестипудовых якорей каждую весну вставали на прикол во всю ширину реки – от балюстрады городского сада до памятника Афанасию Никитину.
Но служил такой мост тверитянам лишь до наступления холодов. В пору весеннего половодья части города Твери оказывались в полной изоляции друг от друга. Пользование мостом сопровождалось большими неудобствами, эксплуатация была делом весьма хлопотным, и город не брал его содержание на себя. Обслуживание поручалось откупщикам, и проезд по мосту стоил хороших денег.
Справка
Владимир Даль:
“МОСТ: помост, стилка, стлань, накат, всякого рода сплошная настилка из досок, бревен, брусьев для езды и для ходьбы; сплошная постройка поперек реки, либо оврага, для перехода. Такой мост бывает: деревянный, каменный, железный; на сводах, сваях, козлах; живой или плавучий, из бревенчатых плотов; наплавной, судовый или понтонный, на судах или лодках; летучий, висячий, перекинутый без средней опоры, на одних береговых устоях; нередко он же бывает и цепной, съемный мост, ставится только временно, например на лето; разводный, строится для пропуска судов; подъемный, делается например через крепостные рвы и пр.”
Отсутствие постоянного моста через Волгу оставалось для Твери больной темой на протяжении всего ХIХ века. И вот некий инженер Л. И. Машек предложил соорудить постоянный мост, так называемый Староволжский. Конечно, не просто так, а по величайшему ходатайству тогдашнего губернатора тверского А. Н. Сомова, который написал о бедственном состоянии города в Министерство путей сообщения, в столицу.
…Торжественное открытие моста состоялось уже при губернаторе Н.Д. Голицыне, который служил в этой должности с 1897-го по 1903 год. Мост получился красивым: клепаные из листовой стали фермы были установлены на четырех опорах,часть нагрузки моста была перенесена на отвесы в виде чугунных плит на концах ферм, выведенных в специальные камеры в береговых опорах. При въездах на мост были установлены с художественно выполненным литьем фонари, по две штуки с каждой стороны. Торжественное открытие Старого моста состоялось 8 сентября 1900 года. Поначалу он принадлежал Министерству путей сообщения, но 28 февраля 1902 года был передан городу.
Судьба первого постоянного волжского моста в Твери была трудной. После сноса соборного ансамбля по нему проложили одну нитку ширококолейного трамвая. Вместо крестьянских подвод по мосту пошли тяжёлые трамваи и грузовые автомобили. Старый мост содрогался под непривычной тяжестью, но стоял. В 1941 году Старый мост был взорван, а после освобождения города 16 декабря 1941 года началось его восстановление, и в январе 1947 года по мосту опять пошёл трамвай. В 1956 году был построен Новый мост через Волгу, трамвайную линию перекинули на него, а по Старому мосту пошёл троллейбус.
Новый мост, соединяющий Комсомольский и Тверской проспекты, тоже имеет свою интересную историю, которая началась в Санкт-Петербурге. В 1843-1850 годах там был сооружён первый в городе постоянный чугунный мост через Неву. Это был один из самых красивых мостов в архитектурном отношении. Восьмипролётный семиарочный мост был разработан инженером С.В. Кербедзом и назван Благовещенским. В 1855 году он был переименован в Николаевский, а в 1917 году ещё раз переименован – в мост имени лейтенанта П.П. Шмидта. В 1930-х годах этот мост реконструировали, и освободившиеся несущие арочные конструкции из чугунных элементов были переданы в город Калинин. Новый мост спроектировал ленинградский инженер А.Б. Воловик. Получился пятипролётный, по девять арок в каждом пролёте, мост, сохранивший рисунок невского предшественника. Его сдали в эксплуатацию 3 ноября 1956. Сначала его хотели назвать именем М.И. Калинина, успели даже отлить картуши с вензелями “МК” и укрепить их на быках. Но официально он остался безымянным, а в народе был прозван просто “Новый мост”.
Восточный мост через Волгу был построен в 1976-1981 гг. Он соединяет улицу Вагжанова с улицей Маяковского в Затверечье. Его для Твери спроектировали специалисты Ленинградского проектного института. Это самый большой мост в городе. Кроме того, он самый высокий в городе, и под ним свободно проходят четырёхпалубные волжские суда. По мосту были проложены две нитки трамвайных путей, но после обследования его в 2000 году трамвайное движение по нему было приостановлено.
Время не стоит на месте, и вскоре в нашем городе будет построено еще два моста через Волгу. Это предусмотрено новым проектом Генерального плана развития Твери до 2025 года, который разработан институтом урбанистики из Санкт-Петербурга.
“Разработчики Генплана предполагают сохранить исторический облик центра Твери. Промышленные зоны будут созданы (и создаются уже) в районе деревни Боровлево, в Затверецкой части города, возле аэропорта Мигалово”, – рассказали в мэрии. Но об этом – чуть позже.
(Продолжение следует)
КОММЕНТАРИИ 7 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Таки я не понял: какие два новых моста? Тот, что на окружной, считается или нет? А второй на Маркса? Или как оно там?
Галопом по европам: тот мост построили тогда, этот - тогда. И что? Волга впадает в Каспийское море?
Более интересно, что именно будет в продолжении.
В первой публикации может быть правильнее было бы перечислить ВСЕ мосты? Включая ж/д и Мигаловский.
А у нас не только мосты интересные
А что еще?
Вот ещё мосты, можно взять для "продолжения" http://tverphoto.ru/2009/05/bltcom/