"В результате наезда автобуса на трамвай были убиты…"

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Преступления совершались во все времена, но мы не всегда знали о них. Сведения о криминальных событиях давних лет сохранили архивы. Вот, например, каким трагическим происшествием завершилось лето 1952 года в Калинине.

Коренные жители города должны помнить, что много лет назад центр Калинина выглядел совсем не так, как в наши дни. Широкого Тверского проспекта тогда еще не было, вместо него к Волге вел скромный Кооперативный переулок, заканчивавшийся вовсе не Новым мостом (в действительности мост носит имя уроженца Кашинского уезда большевика-революционера Михаила Ивановича Калинина). Мост будет построен только в 1956 году. Зато гораздо более важную роль, чем сейчас, в середине прошлого века играла улица, названная в честь председателя Петроградской ЧК Моисея Соломоновича Урицкого. Теперь это пешеходная Трехсвятская – “наш Арбат”, как любовно называли ее в 1980-е годы калининцы. По улице Урицкого до 1976 года ходили трамваи. Они держали путь к железнодорожному вокзалу. Ветка на вокзал – одна из старейших в городе. Трамвай в Твери пустили в 1901 году по двум маршрутам: земская больница (Вторая городская, ныне закрытая) – Морозовская мануфактура (ныне Пролетарка) и вокзал – Судебная площадь (теперь площадь Ленина). Трамвай ходил медленно, перевозя на себе не только пассажиров, но и мальчишек-безбилетников. Они ездили на «колбасе» – резиновой кишке, соединяющей вагоны. Сколько ребятни из-за глупого лихачества сорвалось с непрочного насеста и покалечилось!

Но прошедшая летом 1952 года история случилась вовсе не из-за детской шалости, а по причине взрослого порока, а именно пьянства.

Виновником дорожно-транспортного происшествия на улице Урицкого стал Николай Иванович Голиков, 1912 года рождения, уроженец Смоленской области, русский, беспартийный, со средним образованием, ранее не судимый, женатый, имеющий на иждивении одного ребенка. Николай Голиков работал шофером автоколонны №85. Родина доверила ему водить автобус ЗиС-154 номер 25-86 КЗ, перевозивший пассажиров по маршруту Тверь – Власьево.

Маршрут был пригородным. Представьте: в 1952 году не было Всесоюзного научно-исследовательского института синтетического волокна (ВНИИСВ) и жилого поселка (Химинститута) при нем, не было еще сияющих автоцентров по Московскому шоссе и многого другого, как не действовало и троллейбусное сообщение – оно появится лишь в 1967 году. А Власьево тогда являлось рядовой деревушкой Калининского района с бездействующей церковью. Туда-то и совершал несколько раз в день рейсы автобус ЗиС-154, ведомый Николаем Голиковым.

Пил ли водитель Голиков постоянно или время от времени, на работе или только в свободное от службы время, с радости или с горя, один или с собутыльниками, теперь не установить. Но днем 31 августа 1952 года Голиков напился весьма крепко и совершил тяжкое преступление, повлекшее человеческие жертвы.

Вот как об этом рассказывается в материалах уголовного дела (стилистика оригинала сохранена):

“…Голиков Николай Иванович, работая шофером пассажирского автобуса ЗиС-154 № КЗ 25-86 Калининской автоколонны №85, во время исполнения служебных обязанностей 31 августа 1952 года допустил злостное нарушение трудовой дисциплины.

Нарушение дисциплины выразилось в том, что в 17 часов 30 минут дня в чайной при селении Эммаус напился пьяным и, будучи в степени сильного опьянения, совершил два рейса по перевозке пассажиров по маршруту Калинин – Власьево на расстоянии 12 километров.

По окончании работы в 20 часов 45 минут вместо возвращения в гараж, расположенный по улице Коминтерна гор. Калинина, бесцельно разъезжал по гор. Калинину, несмотря на предупреждения кондуктора Мишариной…”

Можно представить теплый летний вечер, наступающие сумерки, почти пустынный накануне первого сентября город, когда мамы гладят девочкам белые ленточки в косы, а мальчишки чистят ваксой ботинки. Транспорта тогда было немного. Личные автомобили являлись роскошью. В нашем многоквартирном доме 27/38 по улице Вольного Новгорода, что в самом центре Калинина, только один человек имел в личной собственности автомобиль. Им был полковник Счастный, участник Великой Отечественной войны, орденоносец. Счастный ездил на горбатом «запорожце». Свои поездки Счастный с супругой и внучкой Леной совершал на дачный участок, расположенный в районе деревни Александровки. Шесть соток надела, дощатый домик плюс двухкомнатная квартира в престижном доме с крохотной сидячей ванной и телефоном – Счастные считались зажиточными людьми. В свободное от поездок в Александровку время «запорожец» стоял во дворе под окнами полковничьей квартиры. Мальчишки боялись попасть в него мячом. Причем это были уже 1970-е годы, когда благосостояние советского народа как-никак выросло. А в 1952-м, еще сталинском году было далеко даже до пятиэтажек-хрущевок, не то что до личных автомобилей. В те же годы продукты в нашу школьную столовую в центре Калинина привозили на телеге, ведомой смирной гнедой лошадью.

Я не знаю, с какой скоростью ехал голиковский ЗиС. В деле об этом не говорится. В уголовном деле по факту другого ДТП, происшедшего в том же 1952 году, говорилось о машине, ехавшей по улице Советской со страшной скоростью 40 км/час при разрешенной скорости в 5-10 км/час. Тот водитель зацепил девочку, но его оправдали в суде – машина была из гаража госбезопасности, а девочка вроде бы сама виновата – ходит по улицам.

Справка

ЗиС-154

ЗиС-154 – советский автобус, ставший первой послевоенной серией автобусов ЗиС (завод имени Сталина, с 1956 г. ЗиЛ). Прототип – американский автобус GMC-TD. Городская 9,5-метровая модель вместимостью 60 пассажиров (из них 34 места сидячих). Выпускалась в 1946-1950 гг. Конструкция была передовой для советского автопрома – первый серийный цельнометаллический несущий кузов. Дизельный двигатель мощностью 112 л. с. позволял автомобилю разгоняться до 65 км/час. Машина нравилась пассажирам за комфорт и плавность хода, широкие двери и проходы, вентиляцию и отопление салона, хорошее дневное и вечернее освещение.
Всего произведено 1164 ЗиС-154. Модель снята с производства в 1950 году из-за недоработок дизеля. Затем выпускались модель ЗиС-155 и другие.

31 августа 1952 года ЗиС-154 вилял по пустым вечерним улицам, кричала от страха кондуктор Мишарина. Голиков заехал в автовокзал на улице Радищева, где начальник Ермолаев потребовал от него остановить машину. Но Голиков решил ехать дальше, на улицу Коминтерна, в гараж. Кто же знал, что по Урицкого наперерез автобусу уже движется трамвай?

Из материалов уголовного дела:

“…Следуя с превышенной скоростью, будучи в состоянии опьянения и не в состоянии нормально управлять машиной, в 21 час на улице Урицкого совершил наезд на трамвай.
В результате наезда автобуса на трамвай были убиты:
Арсеньев Юрий Александрович, 1933 г. рождения,
Богданова Людмила Николаевна, 17 лет,
Кравец Яков Семенович, военнослужащий войсковой части №73878.
Получили увечья:
Щукин Василий Васильевич,
Чувашева Нина Спиридоновна,
Соколова Серефима Фоминична,
Демидова Анна Григорьевна,
причинен материальный ущерб автоколонне №85 в сумме 12 000 рублей и управлению Калининского трамвая в сумме 2075 руб. 20 коп…”

Автобус, протаранивший трамвай, трое погибших и четверо раненых. Кровь, стоны раненых, крик вагоновожатой… От такого зрелища можно вмиг протрезветь. Такие происшествия, к счастью, редкость и в наше предельно автомобилизированное время. На перекресток быстро подоспел постовой милиционер, прибыли сотрудники ГАИ. Голикова арестовали прямо в автобусе, на месте совершенного им преступления. Сам он, похоже, почти не пострадал. Пьяного бог бережет…

Следствие завершилось быстро – за месяц. Расследовать было особенно нечего. Открытое судебное заседание под председательством судьи областного суда Арсеньева провели в автоколонне в присутствии товарищей Голикова по работе. В процессе участвовали народные заседатели Чугунова и Тяпина, секретарь Зайцева, прокурор Шатских, адвокат Ошеров. Суд шел два дня – 9 и 10 октября. Шоферы вертели в руках промасленные кепки и курили в перерывах “Беломор”. Их надолго отвратили от употребления алкоголя за рулем.

Подсудимый свою вину в случившемся не отрицал, как не отрицал и употребления водки, заведомо зная, что нарушает правила уличного движения автотранспорта.

Голиков видел связь между управлением автобуса в нетрезвом виде и аварией с человеческими жертвами. Свидетели Ермолаев (начальник автовокзала), Мишарина (кондуктор) и некто Кузнецов подтвердили, что Голиков во время работы находился в состоянии опьянения и, несмотря на уговоры оставить автобус, отказался сделать это. Суду было все понятно…

За рамками дела остались мотивы, побудившие опытного 40-летнего водителя отправиться в чайную селения Эммаус, до которого ехать от Власьева еще добрый десяток километров, там напиться (а выпил он явно не меньше поллитры 40-градусной) и вновь ехать в город, причем совершить два рейса. Всем было бы гораздо лучше, если бы Голиков уснул пьяный в кабине своего ЗиСа и не вышел в рейс.

Определяя срок наказания, суд учел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года “Об отмене смертной казни”. Это очень гуманный указ. В нем говорится, что в мирное время смертную казнь применять нет необходимости, а за преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, следует применять заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.

Николаю Ивановичу Голикову и дали двадцать пять лет заключения с поражением избирательных прав сроком на три года и конфискацией всего имущества.

Мы не знаем, было ли у Голикова какое-либо имущество. Но суд постановил также взыскать с шофера 12 тысяч рублей в пользу автоколонны №85, 2075 руб. 20 коп. – в пользу управления Калининского трамвая и 200 рублей – в пользу Калининской юридической консультации за выступление адвоката Ошерова. Деньги немалые – средняя зарплата в 1952 году в СССР составляла 673 рубля.

В то же время суд оставил без рассмотрения гражданские иски частных лиц – потерпевших по делу, поскольку “они не подробно исчислены и подлежат рассмотрению в гражданском судопроизводстве”.

Что стало с водителем Голиковым? Он имел право обжаловать приговор в Верховном Суде РСФСР в течение 72 часов. Но он этого не сделал. Наверное, понимал, что смысла нет. Сколько Голиков отбыл из своего огромного срока и когда вышел на свободу? Да и вышел ли вообще? Что стало с его семьей? На эти вопросы нет ответов.
В 1980-е годы улица Урицкого стала пешеходной, трамвайные рельсы убрали в 1976 году, а в 1990-е улице вернули старое название – Трехсвятская. Улицу Радищева превратили в бульвар. Перекресток улицы Трехсвятской и бульвара Радищева – место всегда оживленное. Ничто не напоминает о трагедии, произошедшей здесь почти шестьдесят лет назад.

Отмеренный Николаю Голикову судом срок – четверть века лагерной жизни – истекал в августе 1977 года, когда жизнь стала уже другой и в стране совершались уже другие преступления.

О них мы расскажем в следующих публикациях.

Все имена подлинные, все события реальные.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Истории Тверской хронограф

КОММЕНТАРИИ 10

Для комментирования Вам необходимо .

subtitle

Наверно похоронены были погибшие на кладбище в Первомайской роще. Что сейчас с тем кладбищем? Не видно его и слава богу.

0
0
eugen

машина была из гаража госбезопасности, а девочка вроде бы сама "виновата" - а сейчас что, по-другому?

0
0
    Марина Ахатина

    все похоже... только сейчас очень сложно подстеречь трамвай - редкие они птицы на наших улицах)))

    0
    0

душевно написано! спасибо! как в прошлом побывал)

0
0
lamia

Сколько лет прошло, а ничего не поменялось. Все так же из-за пьяных уродов гибнут люди

0
0
StSocrat

Таким приятным языком написано о такой жути! Хотя слеуует заметить, что пьяный водила 3 часа за рулём ездил, лишь после этого умудрился впилиться в трамвай. Он поди уже трезвый почти был к моменту аварии...

пс вот бы сей час сажали хотя бы на сколько-нибудь за такое!

0
0
Shandarova

Спасибо за отличные фотографии к тексту. Особенно порадовала цветная открытка с видом улицы Урицкого. Калинин таким и остался в моей памяти - чистый, зеленый, спокойный. Город для людей. Трамвай стоит возле кулинарии, в ней торгуют не вредными корейскими салатами, а овощными котлетками, манными и рисовыми биточками.
Один из погибших - военнослужащий Яков Кравец. Фамилия редкая. не имеет ли он отношения к Тимуру Кравцу, депутату гордумы, бывшему или нынешнему, не помню точно? Может кто знает?

0
0
    subtitle

    Да, Калинин был приятным, чистым, тихим, зеленым городом. И вдруг как другие люди в него вселились. Все хочу пройти по Советской и пофотографировать тротуар главной улицы региона. В подворотни заглядывать не надо, в двух шагах от администрации и заксобрания области тротуар такой, будто сапог фашиста только вчера его топтал.

    0
    0
Марина Ахатина

очень поддерживаю, что написано замечательно... хотя мы из понаехавших - но не надо ля-ля - не мы загадили город, а как раз коренное население, которому на все по барабану

0
0
Shandarova

Не советую обобщать по поводу того, кто гадит и кому по барабану. Культура быта уходит уходит из всех слоев общества. А ведь когда-то в Калинине-Твери во множестве жили прелестные пожилые дамы, они носили блузки и костюмы, панамы, а из ридикюлей курили Беломор.

0
0