«Ведьма» на час. В Тверском театре драмы станцевали премьеру

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

На сцене было холодно. Еще холоднее, чем на улице. Завывала метель, а снежный буран, летящий из проектора, пробирал до костей. Голос за сценой, за которым легко угадывался народный артист Александр Чуйков, начал рассказ:

— Время шло к ночи. Дьячок Савелий Гыкин лежал у себя в церковной сторожке на громадной постели и не спал, хотя всегда имел обыкновение засыпать в одно время с курами. Из одного края засаленного, сшитого из разноцветных ситцевых лоскутьев одеяла глядели его рыжие жёсткие волосы, из-под другого торчали большие, давно немытые ноги. Он слушал…

В Тверском академическом театре драмы давали премьеру – спектакль с многообещающим и вполне кассовым по нынешним временам названием «Ведьма». Начало подлило масла в огонь. Еще до того, как в зале погас свет, на сцену поднялась режиссер спектакля и художественный руководитель театра Вера Ефремова. Она предупредила зрителей, что им следует быть готовыми к эксперименту.

— Мы счастливый театр, наш зритель любит классику и ходит на классику, – сделала комплимент и себе, и залу Вера Андреевна. – Произведения классических драматургов выбирают люди с открытой душой и чистыми помыслами, а ведь сегодня это большая редкость. Сегодня перед вами будет не просто один из самых ранних рассказов Антона Павловича Чехова, написанный еще до знаменитых «Трех сестер» и «Вишневого сада». Эта постановка – некий эксперимент, зарисовка, поэтому заранее прошу не удивляться.

Вот так интрига! Как только главный режиссер театра покинула сцену, занавес открылся, и наступила зима. История про дьячка с «давно немытыми ногами», который заподозрил свою жену в ведьминских чарах, была подана в довольно необычной для академического театра упаковке. Сначала все шло, как обычно – долгие паузы, яркие эмоции на лицах актеров, как вдруг (едва успела прозвучать первая реплика) на сцене появились фантазийные персонажи – «ведьминские страсти» в исполнение Никиты Березкина и Наталии Черниной. Парень и девушка в белых одеждах танцевали, бросая друг на друга страстные взоры, смеялись и обнимались – в общем, делали все то, чем не принято заниматься в доме истинного христианина.

Впрочем, их никто, кроме зрителей, не видел, ведь существа эти были созданы воображением Раисы (Ирина Погодина) – главной героини спектакля и жены Савелия (заслуженный артист Георгий Пономарев). Хотя дьячок подозревал, что именно ведьминские чары супруги ответственны за ужасную погоду, которая в свою очередь пригоняет в их дом заплутавших молодых мужчин. В этой ситуации актуальность чеховских строк прекрасно проецируется на тверской снежный коллапс начала зимы: грубо говоря, во всем виноваты бабы…

Тем временем танцующие «страсти» появлялись на сцене всякий раз, когда героиня задумывалась о своей загубленной молодости и отсутствии любимого мужчины. А поскольку именно эти мысли служили основной канвой спектакля, пара блистала на сцене практически постоянно. Интересная хореография, яркие движения, удачно выбранная музыкальная тема завораживали публику. Вот он, эксперимент, видимо. Подобные метафорические решения скорее присущи Тверскому ТЮЗу, где «протанцовка» острых моментов спектакля является чуть ли не традицией, драматический театр всегда отличался строгостью в подаче материала. На то он, собственно, и академический.

Впрочем, танцами новаторство не ограничилось. Дальнейшие события на сцене в некотором смысле окончательно дезориентировали публику. Раиса причитала, постоянно теребила длинную толстую косу, не оставляя никаких сомнений во фрейдистском происхождении, а возможно, и толковании этого театрального жеста. Ее муж, лицо духовное, периодически набрасывался на «ведьму» с табуретом, громко топая ногами. И все это на фоне танцующих в белом. Ни дать ни взять авангард!

И еще одна интересная деталь относительно погодных условий, упомянутых выше. Вполне очевидно, что метель по режиссерской задумке играет одну из ключевых ролей в спектакле. Возможно, именно поэтому все входившие в дом персонажи оставляли входную дверь открытой. Взгляд сам собой перемещался с актеров на декорации: «Ребята, на улице холодно и ветрено, не май месяц в конце концов, закройте дверь – дует». Но летящий в сени снег ни капельки не смущал разгоряченных личной драмой актеров…

Сложно сказать, удалось ли публике проникнуться чарующим миром чеховского произведения. Отметим лишь, что постановка длилась всего час. Когда занавес закрылся, в зале прошелестело удивленное: «И это все?». Вероятно, зрители не успели насытиться театральным экспериментом. Впрочем это вполне можно отнести к достоинствам нового спектакля.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Культура

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .