Ролевые игры в Тверской области с точки зрения врача-психиатра

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

С 20 по 24 августа в лесу под Тверью проходит ролевая игра по мотивам настольной и компьютерной игры “Вархаммер”. В месте проведения мероприятия можно увидеть разнообразных персонажей, переодетых в эльфов, орков и прочих фантастических существ.

И если для участников игры весь это косплей представляется вполне нормальным действом, то простые граждане очень часто относятся к таким людям с опаской. А что по этому поводу думают специалисты человеческого разума – психиатры? Двое врачей-психиатров Оксана Васильченко и Дмитрий Краевский углубились в одну из ролевых игр, прошедших в Тверской области, и поставили диагноз для участников.

Представьте себе такую картину: двое психиатров находятся в окружении эльфов, гномов, троллей, драконов и прочих сказочных существ. При этом дело происходит не на их рабочем месте. И не несутся они в один из загородных поселков в машине скорой помощи, фиксированные к носилкам. Просто на одном из своих полигонов Тверской клуб ролевых игр проводит своё очередное мероприятие. А врачей руководство клуба любезно пригласило посетить игру в качестве наблюдателей: попросили оценить происходящее через призму профессионального опыта и знаний.

В течение нескольких дней в дневное и ночное время нами наблюдались различные коллективные и индивидуальные взаимодействия игроков, проводились свободные беседы с ними. При наблюдении, врачи прежде всего обратили внимание на отсутствие интенсивного прессинга на участников игры. Роли не были жестко детерминированы правилами и указаниями мастеров игры. Каждый участник мог, приложив минимальные усилия, модифицировать свою роль или даже вовсе изменить её. Недосыпания игроков, жизнь в условиях туристического лагеря и наличие интенсивных стрессовых ситуаций также создавали условия для выявления индивидуальных, в том числе и психопатологических особенностей участников.

За всё время наблюдения врачи не зафиксировали какие-либо явные психопатологические явления. Все попавшие в поле наблюдения вели себя вполне адекватно, четко различали границу между игрой и реальностью. Особое внимание на пониженную агрессивность игроков и высокий уровень их самоконтроля. Во время самых напряженных моментов игры – штурмов крепостей – врачи не заметили ни одного случая реальной, “неигровой” драки. Сражения быстро прекращались по команде мастеров.

Игроки практикуют весьма оригинальный метод решения межличностных конфликтов. В критических межличностных ситуациях они имитируют драки, используя игровое оружие по определенным правилам. При этом в отличие от реальной драки отсутствует физическая агрессия на организмы друг друга.

Также врачи наблюдали множество разнообразных ситуаций, в которых соприкасались различные игровые персонажи – представители различных видов, рас, культур, лиц, отличающихся по игре своими индивидуальными способностями. В большинстве таких ситуаций был отмечен высокий уровень толерантности к инаковости партнёров по коммуникации. Причем это вряд ли можно объяснить слабым интересом к игре и своей роли – большинство участников хорошо вживались в свои роли.

В процессе игры каждому игроку приходилось попадать в огромное количество коммуникативных ситуаций различного содержания. Ситуация во время игры постоянно менялась как в целом, так и для каждого конкретного игрока в отдельности. Это требовало от всех и каждого быстрой и постоянной переориентировки и переадаптации.

По наблюдениям специалистов, по сообщениям игроков и организаторов от каждого требовалась основательная многонедельная подготовка к игре: освоение соответствующей исторической и мифологической информации, продумывание стратегии своего поведения в выбранной роли и создание своего имиджа. В ходе игры врачам довелось наблюдать ситуацию, когда глава одной из игровых церквей совершил литургию на латинском языке и проводил соответствующие обряды. Были и другие наблюдения основательной подготовленности участников.

Некоторые психиатры придерживаются мнения, что ролевые игры есть разновидность поведения, уводящего от реальности социально дезадаптированных людей. В этом случае, по наблюдениям врачей, большинство игроков, с точки зрения социальных критериев, были вполне адаптированы к жизни в современном российском обществе. Основная масса участников данной игры были либо студентами вузов, либо людьми имеющими постоянную работу и заработок выше прожиточного минимума. Признаков полного ухода в игровой мир, вытеснения игровым миром реальности замечено не было.

Уход от реальности признаётся определённой группой специалистов в области поведенческих наук патологией и негативным явлением. Плохо ли это? Патология ли это? С этим мнением можно поспорить. Во-первых, уход из этой реальности есть приход к другой реальности, пока ещё не воплотившейся в действительность – более лучшей с точки зрения данного человека. То есть, человек дезадаптируется в нынешней реальности, но прекрасно адаптируется к другой. Если бы сейчас вдруг реализовалась бы эта альтернативная реальность, он был бы, с точки зрения тех же самых специалистов, самым адаптированным и нормальным в полном психиатрическом смысле этого слова человеком.

“Уход” из реальности которая человека не устраивает и которую он не может изменить спасает его от хронической психической травмы и следовательно снижает риск возникновения у него психического заболевания. Что касается ролевых игр, то врачи не заметили признаков “ухода” от реальности. Но даже если такой “уход” и имеет место, все вышесказанное не позволяет априорно обозначить его как патологию и негативное явление.

На основе всех наблюдений психиатры пришли к выводам, которые можно считать предварительными научными гипотезами, требующими для своей проверки и обоснования более глубокого и основательного научного исследования:

1) Ролевое движение и сами ролевые игры не являются авторитарными системами, подавляющими личности и свободы своих участников.
2) Ролевые игры позволяют раскрыться творческому потенциалу личности, способствуют её самореализации.
3) Участники ролевого движения обладают более низким уровнем агрессивности по сравнению с остальной популяцией.
4) Ролевое движение создало модель конверсии агрессии в наиболее социально приемлемые формы. Возможно, что данная модель могла бы оказаться (при определённых условиях и изменениях большого социума) вполне эффективной и жизнеспособной и за пределами ролевого движения.
5) Участие в ролевых играх:
· повышает межвидовую, межрасовую, межнациональную, межсубкультурную толерантность, и толерантность к любым индивидуальным отличиям. Данный эффект весьма актуален в современном российском социуме, пропитанном расистскими предрассудками, ксенофобией и нетерпимостью к проявлениям индивидуальности;
· приучает легче переносить перемены, быстрее приспосабливаться ко всему новому. Оно поможет их участникам легче войти в будущее, избавит от Тоффлеровского “футурошока”;
· расширяет репертуар социальных ролей поведения, тем самым повышает степень адаптации к современному социуму;
· расширяет возможности социальной перцепции, т. е. понимания и правильного восприятия других людей. Помогает овладеть моделями оптимальной коммуникации;
· развивает воображение, фантазию, помогает расширить взгляд на окружающий мир.
6) Нет достаточных оснований утверждать, что ролевые игры уводят от реальности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1
0

КОММЕНТАРИИ 12

Для комментирования Вам необходимо .

Rainman

Ну давайте все сыграем в игру, причем, каждый в свою - ту, которая каждому конкретному индивидууму по душе. К примеру мне нравится личность Царя Гороха. Уверяю, я прекрасно вживусь в роль и буду получать наслаждение. Но вопрос: если так сделает каждый, то кто в этой стране работать будет? Всем же будет хорошо, все будут отлично адаптированы каждый к своему миру. А что будет, если встретятся Царь Горох и Царь Горох, которому тоже хорошо в моей роли? Хотя, может и правы психиатры. Может для счастья именно это и нужно, ведь есть люди, которые уверены, что правят великой и могучей державой. Нужно и всего то ничего - перестать признавать себя челядью

0
0
Gragdanin

WoT Только танки...

0
0
asarti

Хороший материал для исследования - завидую. С выводами согласен на 80%.

0
0

Один из моих бывших одноклассников, купил компьютер, и все. Учеба у него закончилась. На 7-м классе! (Ничего не скажу, сам он эти деньги заработал, честно. Подметая улицы, убирая торговые палатки.) Мать его была не против. Если не через чур, чрезмерное сидение за компьютерными играми. С утра до вечер. Через 1 месяц забросил школу. Мать узнала только через 3 месяца, как к ней пришли преподаватели. С вопросом. А где ж Ваш сын? Мать стала с ним бороться. Ну так жить нельзя! С утра до вечера сидеть за компьютером. Лишь находил 10-15 минут, для того чтобы поесть. Внушительные доводы родителей его не успокоили. Что надо учится. Кое как его дотянули до 8-го класса. Ну там 9-й класс выпускной, экзамены. Он о них конечно не думал. Думал только об игре. (какая-то стрелялка, название точно не помню). Мать решила поступить с ним жестоко. Взяла в один прекрасный день унесла компьютер к соседям. Она думала что, это будет лучше для него. Он тем временем. Собрал вещи и ушел из дома. Ввязался в плохую компанию, где пьют, курят. Но кроме этого там был, и компьютер. За которым он тоже проводил свободное время. Вскоре матери, удалось вернуть своего сына обратно домой, компьютер пришлось тоже поставить ему в комнату. Ведь что лучше: сын дома, или сын не известно где и не известно с кем. Мало ли, убийство или еще чего может сделать. Так и по сей день, сидит за компьютером. С утра до вечера играет в игры.
Образование он так и не получил, школу окончил со справкой. Как он будет жить дальше? Неужели он не понимает что родители не вечны, а жить как-то придется. Если он в этой жизни ничего не умеет. Кроме как играть в компьютерные игры. Мать даже купила для него машину, жигули. Но увы, машиной он не стал увлекаться. Стоит под окнами, и уж тем более на права учится, в его планы не входила.
А ведь когда-то, придет время, и он начнет самостоятельную жизнь, или просто не сможет существовать в этом жестоком мире.

0
0
    chtec

    А что в армию его не взяли? Боец то подготовленный уже.

    0
    0
    Maxim69

    Марина, мне 20 лет,компьютер у меня тоже появился в 6-7 классе. И с тех пор я играю,когда время есть могу и с утра до вечера играть....и ночи на пролет,и деньги тратил на игры,но знаете, школу закончил 11 классов очень даже хорошо, после школы по собственному желанию в армии служил и доволен,что служил,доволен от службы. Сейчас 1й курс окончил...с универа приходил в общагу и играл до вечера....курс окончил тоже хорошо автоматом закрыл сессию(кроме профильного и истории). И поэтому если у вас этот знакомый "такой" не значит что другие все такие.

    0
    0

    chtec, Родители откупили. Якобы проблемы со здоровьем. Есть небольшие отклонения, но я не медик чтобы судить, и выдавать заключение.

    0
    0

    Maxim69, я за Вас, рада. Что вас так сильно не вовлек компьютер. И что вы отличаете что такое игра, а что настоящая жизнь.

    0
    0
mixatver

Марина не хочет слышать других, как в прочем и другие авторы на этом портале, главное высказать свою точку зрения.Посему, Maxim69 ответа Вам от неё не дождаться...

0
0

    mixatver, не надо меня осуждать. У меня тоже есть своя основная работа, и времени не всегда хватает чтобы посещать данный сайт.

    0
    0
feone

Не путайте компьютерные игры и полевые ролевые игры. Разница не сопоставима. Хотя бы в том, что для успешной реализации роли в полевой ролевой игре требуются реальные знания, навыки и умения. А так же жизнь в палатке, еда из котелка, дождь и слякоть, а ещё надо притащить рюкзак с кучей барахла, а потом его довезти до дома. И реальные отношения между людьми. Уйти от реальности не получится, как бы ни хотелось.
В компьютере ты только кнопки нажимаешь.

НО!!! Человек, потенциально склонный к тому, чтобы свихнуться, найдёт где свихнуться и свихнуться может на чём угодно. Ему много не надо.

0
0
miroslava

Автор пишет о потенциальной пользе данных (ролевых) игр.
Они многому учат...адаптации и прочему.Какая адаптация? к себеподобным? А социум не играет - он живет,а есть пить на что надо? На виртуально - ролевые деньги? Пользы не видно,а вот то, что в них играют потенциально зависимые -однозначно.И прав feone, что не тут, так там они подсядут на что нибудь..Главное - не создавать условий для условно-зависимых. Реальность- Жизнь- все таки прекрасна как бы то не было!!!
НО..!может быть это первые зачатки людей будущего)))?

0
0