Ожившие фасады Артёма Адырхаева: история успеха в формате 3D

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Начав с эксперимента на здании Речного вокзала, тверская студия мультимедиа-контента добилась признания на всероссийском уровне.

В ночь с 20 на 21 сентября 2015 года здание Речного вокзала в Твери преобразилось до неузнаваемости. Почти на три минуты на его фасаде развернулось красочное шоу. Под ритмичную музыку колонны меняли цвет, их обвивали стебли лиан. Сам Речной менялся на глазах, становясь то каруселью, то лесом, то космодромом с летающей тарелкой. Яркие краски 3D-графики на знаковом для города здании стали откровением.

На следующий день буквально вся Тверь говорила о ночной акции дизайн-студии «Fox Motion». Основатель и руководитель студии Артём Адырхаев проснулся знаменитым. Откровения героя проекта «TVERTEAM. Истории успеха» и удивительные работы его команды смотрите в коротком видеоролике.

3D-дизайн – из Твери в мир

Именно тогда горожане узнали новое слово – видеомэппинг. Оно происходит от английского map (карта) и означает – проекция мультимедийного изображения на геометрические объекты. Это могут быть здания и сооружения, стены и сцены, техника или даже дно бассейна. Для создания таких световых шоу нужны заранее подготовленные 3D-изображения с прорисованными искусственными тенями и мощные проекторы, с помощью которых всю красоту перенесут на любую поверхность.

Адырхаев рассказывает, что в тот сентябрьский день члены его команды решили – сейчас или никогда. Привезли оборудование к Речному, установили и настроили его всего за час. Обычно такие проекты требуют нескольких дней подготовки.

– Помню, мы прямо на ящиках поставили проекторы, подцепили генератор и включили всё это. И тут начался дождь. Стоят камеры, ребята берут куртки и делают палатку надо мной и над проекторами, – вспоминает Артём.

Снятый под дождем видеоролик стал визитной карточкой студии. Новый продукт в индустрии шоу оказался востребован в Тверской области, затем в других регионах России, странах СНГ, а затем в Европе. Адырхаев и его команда попали в тренд и завоевали свое место на достаточно узком и конкурентном рынке.

Стоит посмотреть одну работу, чтобы понять – они создают чудеса, подобные фильмам Нолана. Например, на здании Большого театра в Москве в рамках Международного фестиваля «Круг света» дизайнеры-художники изобразили механизмы, вырабатывающие электрический ток. Вода, янтарь, молнии, электрические разряды… И всё это выглядит очень реалистично.

Студия из Твери подготовила видеомэппинг для Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске. «С этими заказчиками удалось познакомиться через знакомых. Готовя графику, пришлось пройти многоуровневый этап согласовываний. Тем не менее, нам удалось за короткое время создать масштабное шоу, которое раскрывало волновую природу звука», – вспоминает работу на универсиаде Адырхаев.

Перечислять проекты можно долго – большие концерты самых известных российских музыкантов от Басты до Полины Гагариной, масштабные мероприятия международного уровня. Помимо мэппинга заметную часть в портфолио студии мультимедиа-контента занимают проекты категории моушн-дизайн. Например, на Церемонии открытия II Европейских игр в Минске в 2019 году Адырхаев и его ребята придумали видеоролик, в котором на фоне пейзажей и городских объектов двигались огромные фигуры спортсменов.

В том самом портфолио студии более 100 проектов. Совсем недавно, летом 2021 года, они работали на Международном авиационно-космическом салоне в рамках презентации нового самолёта Су-75 от конструкторского бюро «Сухой». На мероприятии присутствовал Президент России Владимир Путин.

Графику сделали динамичной, но сдержанной. Линии, подчёркивающие аэродинамику новой «сушки», изменение цветов камуфляжа. Стильно и мощно. Изображение самолёта отражалось на стенах, где демонстрировались возможности новой боевой техники.

Артёму Адырхаеву и его команде удалось попробовать силы и на международном уровне. После проекции на здание Большого театра к ним обратились представители королевства Кувейт, через посредников сделали проект в Португалии.

– Когда мы работаем, стараемся выдавать тот максимум, что возможен, и ещё чуть-чуть. И за счёт этого нас знают как ребят, которые костьми лягут, но дожмут. Возможно, мы не самые красивые по графике и не самые дешёвые. Но мы про себя думаем, что мы самые надёжные. Делаем так, чтобы всё состоялось, – поясняет Артём.

Чтобы стать настоящим профессионалом, Адырхаев получал международные квалификации по разным специализациям – видео, свет, звук, 3D-визуализация. На занятиях познакомился со многими потенциальными клиентами. А ведь начиналось всё со съёмок городского фестиваля «Студенческая весна».

Лиса, съевшая задачу

Студенты Тверского госуниверситета, работавшие вместе на студвеснах, начали делать 3D-графику для мероприятий городского и регионального уровня. Команда возникла на базе киностудии в ДК «Пролетарка». Буквально на паре компьютеров они делали графику в свободное от учёбы время. Проекты так увлекали, что иногда спали всего пару часов в сутки – что называется, «допиливали» контент.

– Проектов, над которыми мы сейчас работаем, не было бы без Тверской области, без Тверского госуниверситета и нашего Политеха. До нас практически на всех мероприятиях в городе или области висели баннеры, иногда даже безвкусные, мятые, с волной. А софиты могли их подсвечивать совсем неподходящим цветом, – с легкой иронией вспоминает Артём. – Благодаря нашим усилиям на заднике сцены начали появляться эффектные графические изображения. И такое же вдруг захотели многие организаторы мероприятий.

Тогда же родилось название «Fox Motion». Слово «motion» отсылало к моушн-дизайну, а «fox», то есть лису, выбрали как тотемное животное. Сначала был вариант с пингвином, потом с совой, но остановились на лисе:

– Спустя несколько лет придумали под это дело легенду. Все помнят сказку про колобка, в которой лиса – это единственный подрядчик, который смог справиться с задачей. И сделал это максимально креативно. C тех пор мы – студия, которая всегда справляется с задачей и делает это максимально творчески. Мы дожмём, мы справимся. Нас даже называют «контент-спецназом».

Коллектив Адырхаева занимается дизайном и графикой, проекторы обычно им предоставляет сторонняя организация. Артём убежден, что оборудование важно брать с людьми. Без специалистов оно – просто железки.

В начале своей деятельности некоторые мероприятия молодая команда делала в «ноль», исключительно ради имиджа и опыта. Случались и провалы – например, на одном из празднований Дня освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков техника подвела и «сводить» проекции на задник сцены пришлось в реальном времени с помощью мышки и клавиатуры.

– Зато на здании тверского Дома офицеров мэппинг был максимально продуман. Шоу начиналось в 16:00, и, чтобы это круто выглядело, привезли лучшие проекторы, совсем другого уровня технику. Пригласили поработать и специального технического специалиста. Получилась действительно яркая новогодняя картинка, – делится воспоминаниями Артём.

Для Твери компания Адырхаева сделала доброе дело и в том плане, что организовала курсы для желающих поступить на работу. По словам героя проекта «TVERTEAM. Истории успеха», в Твери нет готовых художников для задач, которые решает студия. Приходится искать самоучек и натаскивать их. Потенциальные сотрудники за обучение не платят, поскольку работодатель рассчитывает, что впоследствии эти вложения в персонал окупятся. Кроме того, сам Артём Адырхаев как действующий бизнес-тренер рассказывает о финансовой грамотности.

На сегодняшний день команда Адырхаева – это объединение «свободных художников». Над одним проектом могут работать десятки фрилансеров из разных городов и даже стран.

– У нас нет окладов как таковых. Мы всегда платим процент от проекта. Основной принцип – за результат, полученный общими усилиями, награждение должно быть пропорционально усилиям сотрудников. Сдельная оплата труда, при которой процент каждому определяется коллективно. В этом случае важно умение договориться, – описывает принципы построения компании. – Я всегда боролся с несправедливостью. Когда ещё работал «на дядю», то приезжал на час раньше в офис, а уезжал с последним сотрудником, как правило, на час-два-три позже. А получал тот же оклад, что и другие. Мне казалось, что вся моя работа становилась ненужной.

Несмотря на то, что студия Адырхаева – это, скорее, союз творческих личностей, но небольшой офис у студии в Твери все-таки есть. Туда можно приехать поработать, там располагается серверная с достаточным уровнем мощности под графику. Парадоксально, но многим в период удалёнки, наоборот, хочется трудиться в офисе, а не как обычный фрилансер в собственной квартире.

Ковид-«атака» на отрасль

Коронавирус серьезно ударил по бизнесу Артёма. Многие большие проекты в 2020 году отменили, в 2021-м ситуация не сильно улучшилась. Международные проекты свернулись и ждут лучших времен.

– Скажу, как есть. Ковид, по сути, закрыл наш рынок. Мы делаем графику для мероприятий, в которые готовы вкладываться спонсоры. Нет мероприятий – нет графики, – логично замечает Адырхаев и тут же хмурится: – Я помню этот чёрный понедельник в прошлом году. Когда за две недели сказали, что на мероприятии должно быть до 5000 человек. У нас был запланирован очень большой концерт звезды в «Крокус Сити Холле». Я еще подумал – ну, проведут на 5000, ничего страшного. В тот же момент должны были состоятся две конференции крупных брендов в Барселоне и Москве. Но через пару дней всего за сутки ограничения усилили до 1000 человек, потом сократили еще и в конечном итоге полностью запретили массовые мероприятия. Это произошло очень стремительно.

Тогда в сжатые сроки «машину мультимедиа-контента» развернули в другую сторону. Это был грустный период, когда приходилось выживать и снимать хотя бы обычные рекламные ролики.

– В ноябре мы делали юбилей Игоря Крутого, а в марте приходилось снимать немногочисленные рекламные видео. Пандемия ударила и по бюджету, и по самооценке. До коронавируса в команде было 25 человек, потом осталось 9. Это было жёстко, прям совсем жёстко! Чем мне было платить сотрудникам, когда ввели нерабочие дни с сохранением зарплаты? – сокрушается Артём.

Артём Адырхаев признался, что в ковид «расчехлил» все свои личные сбережения. Вложил в дело все накопления. «Всё, как в песне, с чистого листа», – все-таки сохраняя оптимизм, улыбается парень, добившийся успеха на стыке искусства и технологии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

17
3
TVERTEAM. ИСТОРИИ УСПЕХА Главное Общество

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .