Это голос! Певица Янжима воет волком и боится музыкальных телешоу
Обладательница невероятного голоса рассказала, как плакала от стихов Дементьева, зачем сменила имя и почему не хочет возглавлять хит-парады.
Когда она была Натальей Нижегородовой, то существовала группа «Рыба-Луна» – достаточно популярная в Твери, выступавшая на «Нашествии» и других фестивалях, активно гастролировавшая по стране. Одним словом – вполне успешная группа. Но в 2015 году солистка вдруг стала Янжимой, и тут же необычное имя получил и весь музыкальный коллектив.
Как признается Янжима, это был вовсе не маркетинговый ход.
– Я тогда была беременная и поняла, что «Рыба-Луна» – это не я. В этом названии чувствовался очень мощный мужской след, и я не понимала, где там я. Там хотелось давать больше рока, пацанистости на сцене. А кто ты? – эмоционально спрашивает у самой себя бывшая Наталья. – Посмотрела бурятские имена, и последним в списке оказалось Янжима. Как молния ударила – моё, люблю. Потребовалось несколько лет, чтобы принять это имя. И когда это произошло, то почувствовала, что сама изменилась. Поведение на сцене стало совсем другим – при всей моей нелюбви к танцу, я начала танцевать.
Свой уникальный голос она характеризует весьма загадочно: «Сопрано, который сильно растянут. Пожалуй, его сложно классифицировать. Могу уйти и в колоратуру, и в сопрано остаться, и ниже уйти, и горловому пению научилась».
Услышать уникальный голос Янжимы, которым она рассуждает о музыке и жизни, можно в коротком видеоролике проекта «TVERTEAM. Истории успеха».
Слезы от Дементьева
Она встречалась с реальными Янжимами, поскольку родилась и выросла в Бурятии в семье военнослужащего. «Пока отца рикошетило по всей стране, я жила у бабушки с дедушкой, чтобы не ездить на этих кутелях. А потом, когда случился его последний перевод в Тверь, родители меня забрали», – делится деталями биографии певица.
– У меня был японский кассетный магнитофон с сумасшедшей аудиосистемой. После школы врубала на полную «Квинов», забиралась на стол и пела в потолок. Мы жили на девятом этаже, и я думала, что если буду петь на полу, то соседи снизу меня услышат, – рассказывает о первых музыкальных экспериментах Янжима.
Голос у девочки был действительно мощным, но публика смогла его оценить только на школьном выпускном. Именно там она и услышала первые комплименты в свой адрес и, возможно, именно поэтому поступила в Тверское музыкальное училище по классу академического вокала. Для этого выпускного она выбрала «Балладу о матери» на стихи Андрея Дементьева.
– Прекрасно помню, что пела и плакала. Понимала, что так нельзя, но ничего поделать с этим не могла, потому что эмоция преобладала, – вспоминает Янжима. – Только со временем поняла, когда поешь сложные вещи, нельзя давать волю эмоциям. Должны быть только чувства, чтобы зритель их принял и выдал уже свою собственную эмоцию.
О чем поют деревья?
– Мне повезло по жизни, я работаю и занимаюсь только музыкой. Однажды попробовала работать менеджером. После трех месяцев в офисе у меня началась жуткая депрессия. Середина недели, а я уже с кровати встать не могу, прихожу на работу, а у меня слезы градом. С тех пор я только в музыке, – рассказывает певица.
Сегодня в дискографии Янжимы два полноценных альбома, саундтреки к сериалам и полнометражным фильмам. В среднем три-четыре концерта в месяц, в основном в московских клубах.
– Начали выступать в джазовых клубах, причем очень интересных, крутых. Приглашения для нас были неожиданными. Мы выступили в джаз-клубе «Союз композиторов», где нас заметил известный саксофонист и буквально через неделю мы играли в «Академ Джаз клубе». Там выступают только авторские коллективы, никаких каверов, – говорит Янжима.
Определить стиль музыки, которую играет коллектив из Твери, достаточно сложно. Там всего понемногу – рок-н-ролла, этнических мотивов, поп-фанка, мелодики рок-баллад. В новом альбоме «Когда поют деревья», выпущенном осенью этого года, только одна композиция имеет текст.
– Это та музыка, которая должна была появиться, – начинает объяснять Янжима. – Подсознательное желание создавать интуитивную музыку, когда тебе не надо вслушиваться в слова и настраиваться на эмоции, которые в них заложены, ты можешь создать их сам. Поэтому вокал здесь скорее еще один инструмент. Порой, ты даже не понимаешь, скрипка звучит или голос. И всё это в красивых переливах. И мне это нравится! Голос раскрылся намного шире. Повторюсь, такая музыка должна была появиться.
По мнению певицы, это чем-то напоминает хорошо известный немецкий музыкальный проект «Энигма». Впрочем, сравнение весьма условно. Оно необходимо только для того, чтобы почувствовать хоть какие-то берега, от которых можно оттолкнуться в понимании сегодняшнего творчества Янжимы. «Там и Бурятия, и Якутия, и Африка. Там столько этники намешано, что вместо барабанов мы использовали животных. Топот копыт – это очень крутой барабан», – улыбается вокалистка.
А вот мнение известного в Твери критика Константина Соколова: «Голос Янжимы всегда цементировал звучание группы, но в этом альбоме ее вокальные данные раскрылись на 150%. От неожиданности просто пугаешься, когда в финальной композиции “Глазами волка” слышишь рядом ужасающие звуки голодного хищника. И это после тончайшей хрупкости голоса в “Полыней”, изящных мелизмов в “Голосами”, сияния и переплетения вокала и скрипичных партий в “Сияй”… Переосмысление фолковых мотивов, их аранжировка с учетом гармоний нашего века создает сложную, тонкую, чувственную, раскрепощенную музыку».
Жду «Голос 60+»
Янжима четко проводит грань между популярностью и успехом. В ее системе координат главные направления в собственном ощущении мира, в поисках гармонии с ним, в абсолютной искренности и уверенности в победе добра над злом.
– Всё идет от внутреннего состояния. Если ты считаешь себя успешным и самодостаточным от того, что делаешь, тогда ты действительно успешен, – рассуждает Янжима. – Мы все воспитаны так, что ориентируемся на мнения. А мнение – это, по сути, путь в никуда. Это как попытка написать хит. Да ты никогда не поймешь, что такое хит, пока твою песню не начнут крутить на радио 20 раз в день – таким образом и формируется общественное мнение. А я не хочу ориентироваться ни на чье мнение. Прекрасно отдаю себе отчет, что не замечать никого очень сложно, но это надо делать. Когда начинаешь чувствовать внутреннюю уверенность в своем успехе, появляется ощущение свободы и тот стержень, который помогает идти дальше.
Певица признается, что до определенной степени «отпустила ситуацию с зарабатыванием миллионов», но в целом не имеет ничего против, чтобы ее музыка имела коммерческий успех. «Как будет, так и будет. Здесь дело еще и в моей голове, но наша музыка заслуживает того, чтобы быть популярной», – замечает Янжима.
Что касается «головы», то певица не скрывает, что имеет комплекс по поводу публичности и пока просто не готова к популярности. С такими вокальными данными она вполне бы могла покорить известное телешоу «Голос».
– Это опять же моя башка, я очень сильно боюсь конкурсов. Мне не нравится ощущение, когда меня оценивают. Просто трясет от этого. Даже когда меня приглашают в жюри на конкуры, вижу, как кто-то сильно нервничает, специально подхожу и говорю: «Не надо, не обращай внимания, это всё ерунда, любое мнение субъективно. Делай то, что умеешь, и это всегда будет слышно». То есть для других я могу подобрать слова, а для себя, чтобы выйти на сцену конкурса и «вмазать» – не могу. Пока. Вот будет «Голос 60+». А пока еще рано, – без тени той самой робости смеется Янжима.
При этом на своих концертах она – настоящий ураган! Кажется, что Янжима покорит любой зал, сольется с любой аудиторией. Поклонники подпевают главные хиты и получают истинное удовольствие.
– Каждый концерт – это абсолютно новая история. Какая-то химия на сцене происходит постоянно. От этого меняется и динамика, и лирика. Каждый раз в этом состоянии я нахожу что-то клевое для себя, – с явным удовольствием рассказывает Янжима. – Бывают концерты невероятно драйвовые, когда и зрители, и мы сходим с ума. После такого ты понимаешь: было хорошо, на одном дыхании, устала очень. А случается так, что зал только дышит, возникают какие-то рассказы, мелодизмы, переходы, медитативные импровизации от музыкантов. И в этом тоже есть особый кайф: людей уносит, погружает, даже депрессии проходят.
Мой голос – моя уверенность
– Если бы мы старались писать музыку для радиостанций, у меня бы не было двух аутентичных альбомов, которые сейчас имею. А ими я очень сильно горжусь. Переслушиваешь песни и понимаешь, что ничего менять не надо. Они из тебя вылились, создались и живут в этом мире. Они настоящие. Ты просто чувствуешь это шкурой и всё тут, – вновь возвращается к теме настоящего творчества Янжима.
У нее есть желание когда-нибудь подняться на филармоническую сцену, тем более полученное образование по классическому вокалу позволяет. Но опять – «голова» или «башка». Вместе с тем в одной из самых популярных песен «Сияй» она экспериментировала с классическим исполнением. И на этом пока остановилась – все-таки «не моё, хотя могу». С бурятскими мотивами в музыке примерно такая же история: «Очень сложно писать в одном жанре. Ты рано или поздно себя исчерпаешь. Просто упрешься лбом в стену и больше ничего не будешь видеть».
Она ценит и бережет то, что ей создано. Она хочет нового, но не мимолетного. И очень боится расплескать себя, растратить свой собственный мир на бисер, на короткие секунды блесточек, которые сметут веником с праздничной скатерти в лучшем случае на следующее утро. Творчество в глобальном смысле. Творчество, как способ существования.
– Любая душа требует творчества. Я не встречала тех, кто не пытался заниматься хоть чем-то – музыкой, рисованием, лепкой, выжиганием по дереву или копанием в отцовском гараже. Это потребности души, которые человек должен как-то реализовывать в себе. Стремиться найти и открыть в себе новое и увлекательное. Для меня это успех в развитии моего голоса. А мой голос – моя уверенность в себе, – констатирует певица Янжима.
Связанные статьи:
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
ЗАТО ПОД ОДЕЯЛОМ---ЕЙ РАВНЫХ НЕТ