Мир через карандаш, или Как Мария Сафронова прошла путь из Ржева до Третьяковки и премии Кандинского

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Сюжеты детства на тверской земле, будни психиатрической клиники и стандартного офиса пришлись по вкусу российскому и мировому арт-сообществу.

Сегодня ключ к её работам находят как гости выставки в Мончегорске, так и посетители галереи в Антверпене. Представитель современного искусства Мария Сафронова переносит на холст порой даже бытовые моменты окружающей действительности, но делает это в уже сформировавшейся авторской манере, рассказывая о взаимодействии человека и социума.

В Тверь Мария приехала сразу по двум делам: встретиться со съёмочной группой проекта «TVERTEAM. Истории успеха» и набрать фактуру для новой художественной серии на пасеке знакомых тверских пчеловодов. Сейчас художник Сафронова активно работает над проектом о глобальной проблеме снижения популяции пчёл, которая актуальна для всего мира. И находится в поиске простой формы художественного выражения социальной проблематики. Каждая её работа – определённое высказывание, которое Мария пытается делать понятным зрителю.

Главные мысли из большого интервью с Марией Сафроновой представлены в коротком видеоролике нашего проекта.

Ржевское детство

О своих первых годах жизни во Ржеве и в деревне у бабушки в Тверской области Мария рассказывает, как о замечательном детстве, которое было пронизано чувством патриотизма. «Мне казалось, что я живу в самой лучшей стране», – искренне говорит художник. Ощущение пустынных летних улиц, яркого солнца, зелёных парков осталось в ее памяти до сих пор, и это настроение можно уловить в серии работ «Игра общего вида» с сюжетами дворовой, детсадовской и школьной жизни, которая осталась теплым воспоминанием детства автора.

Родные и близкие Марии уверяют, что рисовать она любила всегда. Впрочем, и сама героиня не скрывает, что ничем другим не могла бы заниматься, поскольку с самого детства привыкла переносить на бумагу то, что ее заинтересовало. Первые из своих творений девочка преподнесла родителям, когда ей было два года: любимая игрушка получилась на рисунке очень реалистичной.

Возможно, это передалось ей от дедушки Николая Никитовича Сафронова – главного конструктора знаменитого ржевского предприятия «Электромеханики», которому были присвоены звания Лучший конструктор СССР и Изобретатель СССР. Так или иначе, сегодня Мария воспринимает мир исключительно через карандаш.

От монументальной живописи и иконописи до современного искусства

В возрасте шести лет Мария вместе с родителями переехала в Москву, где произошло профессиональное становление художника. Она поступила в престижную центральную художественную школу при Российской академии художеств, которая стала суровой школой жизни, где приходилось очень много учиться и рисовать с утра до вечера. Этой альма-матер Мария благодарна за прекрасных учителей, воспитавших умение упорно работать.

Успешно защитив диплом, темой которого стали театральные декорации к опере «Аида», Мария без экзаменов была зачислена в Московский художественный институт имени Сурикова. Но выбрала не театральную, а монументальную мастерскую, чтобы научиться рисовать масштабные вещи.

– Это были интересные годы изучения истории искусства, древних образцов. Мы ездили на практику изучать каноны, по которым писались фрески, копировали средневековые изображения. И сейчас это мне пригождается, потому что я делаю культурные миксы из значений прошлого и настоящего, – рассуждает Мария.

Одной из первых масштабных работ Сафроновой стала роспись Собора Святителя Николая Чудотворца в Нью-Йорке, куда она отправилась по приглашению своего педагога. Расписывали на большой высоте, когда сняли леса, оказалось, что всё сделали удачно. Перенести маленький эскиз на полотно масштабом пять на семь метров довольно сложно, но именно этот опыт дал понимание в написании собственных масштабных картин.

И до сих пор, известная как художник современного искусства, Мария находит время и место иконописи в своём творчестве. Это своего рода как грамматика в русском языке, основа, база. «Я не отхожу от канона, но в его рамках я нахожу для себя какие-то новые, интересные вещи», – так кратко объясняет для себя суть иконописи художник из Ржева.

– Когда училась в институте, было ощущение, что все композиции я не могу написать так, как вижу своими глазами. Я всё время старалась сделать их на что-то похожими. А мне хотелось рисовать настоящую жизнь такой, какая она есть: то, что я вижу и чувствую каждый день. Но было непонятно, как это сделать, – вспоминает свои творческие искания Мария. Поэтому она решила сломать стереотипы и, окончив классический художественный вуз, продолжила обучение в Институте проблем современного искусства и «Свободные мастерские» ММСИ.

Прежде чем прийти к собственному стилю и почерку, период самостоятельного поиска художника Сафроновой длился почти 10 лет после полученного образования.

Художник – исследователь

Как часто бывает у людей творческих, после долгих исканий и метаний приходит вдохновение и образ сразу ложится на холст. Но, беседуя с Марией, понимаешь, что для неё художественное искусство такой же труд, как более понятная работа ученого, врача или журналиста.

Например, фактуру для своей первой авторской серии «Распорядок дня» художница получила, пробыв один день в психиатрической клинике. А идея отобразить на холсте ощущение несвободы, стесненности человека в определенных условиях пришла Марии в роддоме. И позже в процессе сбора материала на помощь пришла, как ни странно, психиатрическая клиника во Ржеве, где автор много беседовала с главврачом, наблюдала за режимом дня пациентов от подъема до отбоя.

И такая ситуация происходила с каждым из ее последующих проектов, основанных на наблюдениях быта в детском саду («Опытное поле»), школьных уроков ОБЖ («Что если?) или работы в крупном офисе («Офис»). Кстати, одно полотно из этой офисной серии Мария с мужем (тоже художником) специально привезли в Тверь для съёмки проекта «TVERTEAM. Истории успеха». Картина «Паника» была написана в 2016 году и в итоге стала своего рода пророческой.

– Когда люди смотрят на эту работу, то не могут поверить, что это было сделано пять лет назад, потому что изображена история про вирус. Но компьютерный. Про то, как он неожиданно сбивает весь процесс работы сотрудников, – добавляет Мария.

Дополнением или логическим завершением каждой серии становится инсталляция, которая вносит эмоциональный настрой и атмосферу. Например, полотна с изображениями школьных уроков по основам безопасности и жизнедеятельности Мария дополнила шаром, в центре которого стояли раскачивающиеся пустые детские качели, вокруг кружила снежная метель и где-то раздавался детский смех. И здесь автор снова будто что-то предвидела: серия, созданная до пандемии, передала настроение тревоги, будто в шаре застыло то время, когда начался тот самый локдаун.

Миссия современного искусства

– Какое-то искусство действительно должно просто украшать жизнь. Но мне интересно заниматься социальной тематикой, то есть смотреть на жизнь современного человека и понять, каким образом он взаимодействует с миром, какие микросообщества складываются из людей и как эти микросообщества взаимодействуют друг с другом, – доносит свои идеи Мария Сафронова.

Своим творчеством она поднимает ту самую классическую трагедию маленького человека, которому сопереживает и хочет помочь. В основе каждого проекта лежит определённая история, которая обычно связана с одним или несколькими персонажами и их взаимосвязью с обществом.

А стоит ли напрямую транслировать свою мысль, свое видение проблемы через полотно? Или зритель сам должен открывать смыслы, пусть и расходящиеся с посылом автора? Мария полагает, что каждый человек видит в картине то, что отвечает его внутреннему состоянию. Но при этом художник всегда старается заложить символы, которые будут считаны и понятны. Например, сфокусировавшись на картине «Голоса во ржи», будто чувствуешь шелест ржи, колосьев. Образ возник после поездки в Крым и увиденного там пейзажа с пустыми новостройками, утопленными в густых полях.

Что значит признание для художника?

Делиться своим искусством со зрителем на крупнейших и престижных площадках, конечно, приятно любому мастеру. Мария Сафронова, пожалуй, собрала почти всю коллекцию: Новая Третьяковка, Русский музей, ММОМА, Винзавод, ЦДХ, Артплей, музей Эрарта, выставки в Бельгии, Германии, Лондоне, США.

Особым комплиментом для нее стала покупка Московским музеем современного искусства всей серии «Распорядок дня». Многие работы Сафроновой находятся в частных коллекциях. Как объясняет Мария, значит картины находят отклик у других людей и живут своей жизнью: «Это спасает от чувства, что, может быть, всё было сделано зря».

Мария Сафронова финалист престижных в российском арт-сообществе премий Кандинского и «Инновация», лауреат премии им. Сергея Курёхина.

Безусловно, это успех, который дает художнику возможности выставиться на новых площадках. Но, по мнению Марии, к этому не стоит относиться, как к венцу карьеры. Она добавляет, что знает много хороших художников, у которых наград вообще нет, а также авторов, признанных премиями, которые вскоре перестают работать.

«Делать вещи, которые интересны мне, которые впоследствии станут интересны и зрителю»

С особой теплотой Мария рассказывает о выставке в родном Ржеве. В 2017 году в экспозиции «С любовью к прошлому и настоящему» она объединила свои работы с графикой деда. Николай Сафронов в свое время занимался восстановлением панорамы и ландшафта довоенного Ржева.

– Дедушка провел очень большую работу, измерял фундаменты зданий и хотел сделать археологическую историю, которая должна была закончиться картинами. Но он не успел, а я, к сожалению, не смогла продолжить, потому что не представляю, какой был Ржев до войны. Но задумка у него была замечательная, и я надеюсь, что в каком-то виде, может быть, в виде макета это будет восстановлено, – мечтает о важном Мария.

А вот в Твери Сафроновой пока не довелось представить персональную выставку, хотя однажды ее работы появились в сборной экспозиции картинной галереи «Все в сад!» Как объясняет этот феномен Мария, просто пока не было предложений.

– Радость и счастье в том, что можно постоянно заниматься тем, что любишь. Ты будто каждый раз кидаешь крючок чуть дальше и подтаскиваешь себя к нему. Для меня успех в том, что удается продолжать работать и делать вещи, которые интересны мне, а потом становятся интересны зрителю, – делится личной формулой успеха художник Мария Сафронова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

24
2
TVERTEAM. ИСТОРИИ УСПЕХА Главное Культура Общество

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .