Два миллиона километров приключений. Как дальнобойщик переквалифицировался в покорителя Арктики

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Александр Еликов рассказал о заброшенных городах, затратах на поездки по Крайнему Северу, а также о том, что нужно брать с собой в автопутешествие.

Знакомьтесь – Александр Еликов. Этот человек просто заражает и воодушевляет жаждой к странствиям. Он – профессиональный автопутешественник. На счету героя проекта «TVERTEAM. Истории успеха» несколько мировых рекордов. Он исколесил всю страну вдоль и поперек, намотал на спидометрах 2 миллиона километров.

Огромный и мощный пикап Александра Еликова оклеен по кругу рекламой. Этот красный монстр в своей жизни повидал всякое. Он словно создан для поездок в самые дикие уголки планеты. Кажется, для него нет пространства, которое он бы не покорил. На бампере красуется большая трещина – разумеется, со своей историей.

– Это было на востоке Чукотки. Колючинская губа. Я заблудился в сильной пурге и наехал на ледяной торос. Вот и пожалуйста – показывает на бамбер Еликов. – А в самой северной точке Чукотки, на мысе Шелагский, я едва не столкнулся с белым медведем. Огибал ночью гору, а медведь шел по краю. Впервые видел такое огромное животное: медведь был, пожалуй, больше моего пикапа. Он остановился перед фарами, какое-то время смотрел на меня, а потом сиганул с горы.

На стекле автомобиля, где обычно вешают ароматизаторы, пара унтов. Это защитный оберег путешественника. По его словам, в дороге случается всякое. Талисман помогает избежать опасных ситуаций и неприятностей. Верить или не верить – личное дело каждого. Каждый водитель сам сталкивался с ситуациями или слышал рассказы о том, как чудом удалось избежать опасности. Возможно, повезло? А может, оберег на самом деле сберег?

– Эти ботиночки подарили в Якутии. У народов Севера очень часто обувь является оберегом, – пояснил Еликов.

«Много еще предстоит объездить»

Страсть путешественника – Русский Север. Необъятный простор, манящий своей таинственностью, новые горизонты, неизведанные и удивительные… «Когда меня спрашивают, почему я езжу так много по России и так мало за границу, я всегда отвечаю, что своей страны еще толком видел. Много еще предстоит объездить», – говорит Александр.

Что обычно останавливает людей, которые хотят путешествовать на своем автомобиле? Среди главных проблем – деньги и время. Либо у человека нет времени на длительные поездки, поскольку он занят зарабатыванием денег, либо нет денег, потому что он тратит свое время на работу. Александр Еликов решил эту дилемму просто – бросил работу. Причем зарабатывал деньги искатель приключений в «Газпроме».

– Почти 20 лет я проработал в компании дальнобойщиком. У меня всё было хорошо: отличная зарплата, уверенность в завтрашнем дне. Но я понял, что не расту, теряю время и здоровье. Либо увольняюсь, либо остаюсь за рулем фуры. И вот год назад я приехал из очередного отпуска и сразу написал заявление об увольнении. С этого момента я могу назвать себя профессиональным путешественником. Вы понимаете, что из «Газпрома» не увольняются просто так. Видимо, страсть к странствиям была выше этого, – смеется Александр.

«Сейчас я точно могу сказать, что работаю путешественником. Меня часто приглашают в какие-нибудь серьезные поездки в качестве проводника. Я точно доведу туристов до места», – уверен Еликов.

У путешественника появились новые цели, философия, интересы и, чего уж греха таить, финансовые возможности. Но, по словам Александра, профессионал – это не тот, кто получает деньги, а тот, кто имеет большой опыт в каком-либо деле. Он разъезжает по стране не один десяток лет, побывал практически во всех регионах России. «Лишь Камчатка осталась мной не изведана. До нее сложно добраться на машине. Но она у меня в планах на эту зиму», – ставит перед собой задачу искатель приключений.

Нулевой километр

Своей точкой отсчета Александр Еликов считает 1996 год, когда получил водительское удостоверение. С новенькими правами в кармане он угнал у отца автомобиль и отправился в свое долгое странствие.

–  Я родился в Твери, здесь пошел в школу. Но когда еще не окончил первый класс, родители переехали на Север, в Новый Уренгой. Меня очень тянуло обратно, но никак не мог вернуться в родной город. Это получилось через 11 лет. Как только получил права, я в прямом смысле слова украл у папы «Москвич» и из Нового Уренгоя один приехал в Тверь – это 4 тысячи километров, – то ли с грустью, то ли с гордостью говорит Александр.

По его словам, он всегда знал, что свяжет жизнь с путешествиями. Еще в раннем детстве у Александра был огромный интерес к тому, что же там – за окном, за углом, за горизонтом. «Я, наверное, родился путешественником», – улыбается он.

– Я ходил в детский сад на улице Веселова. Раньше там не было никаких микрорайонов, был просто лес. Я часто сбегал из садика и ходил в этот лес на разведку. Родители моих сверстников запрещали детям общаться со мной, потому что я увлекал их за собой. Наверное, всё пошло оттуда, – предполагает Еликов.

«Больше кислорода»

Каждый путешественник рано или поздно сталкивается с местами, которые западают в сердце. Александр Еликов уверен: те, кто хотят посмотреть мир, могут составлять самые невообразимые маршруты, но в них обязательно нужно включить города Крайнего Севера России. Иначе картина мира не будет полной. «Певек – очень необычный город, Салехард – единственный город в мире на полярном круге, Мурманск…» – перечисляет путешественник.

– Основная цель моих путешествий — общение с местными жителями. Я впитываю в себя их дух. Жители Крайнего Севера – самые гостеприимные, самые сумасшедшие по своей энергетике. Когда я приезжаю в поселок, где я первый турист, меня встречают так, что невозможно описать словами. Попробую объяснить. Вот я приехал в маленький поселок в Арктике и интересуюсь у местной жительницы, где можно купить хлеба. Она отвечает, что хлеб здесь нигде не продается, люди пекут его сами. И тут же выносит мне буханку. Причем из пяти буханок, которые есть у хозяйки дома, она выбрала и отдала лучшую. Эту черту даже нельзя назвать гостеприимностью. Это что-то большее. Эта открытая душа и притягивает меня. Всегда хочется ехать к этим людям снова и снова, – рассказывает путешественник.

Впрочем, как говорит Еликов, у каждого свои желания и цели, которые они хотят осуществить в путешествии. Кто-то пытается понять новую культуру, кто-то – временно убежать от сложившихся обстоятельств, кто-то просто хочет интересно провести выходные.

– Половину экспедиций мы совершили веселой и шумной «бандой». Вторую половину – «в одну машину». Я всегда нахожусь за рулем, а рядом – штурман. Очень люблю так ездить, особенно в отдаленные и сложные регионы. Когда ты путешествуешь компанией, душевность встречающего тебя жителя Севера приходится делить на всех. Тебе достается только часть. Но когда едешь вдвоем, ощущаешь на себе больше этой прелести человеческого менталитета. Чем меньше народу, тем больше кислороду, – смеется Александр.

Арктика – это лотерея

– Я проехал всё. И когда стало уже неинтересно, стал ездить в труднодосягаемые точки. Я первым в мире доехал на легковом автомобиле до самой северной материковой точки Евразии – мыса Челюскин. Это был 2016 год. Первым в мире я достиг самого северного в мире континентального населенного пункта – поселка Диксон. Первым в мире я своим ходом, без посторонней помощи доехал до самой восточной точки Евразии мыса Дежнева – до поселка Уэлен. И вернулся оттуда тоже своим ходом. Я первым в мире, кстати, доехал до той же Воркуты. Первым в мире доехал на машине до самой северной точки на Чукотке – мыса Шелагский, – перечисляет свои рекорды путешественник. – Как-то летом решил отправиться на «Запорожце» на перевал Дятлова, по серьезному бездорожью. Потом понял, что хочу проехаться на том же «Запорожце» по зимникам, и отправился далеко за Полярный круг. Просто ездить неинтересно.

Еликов постоянно бросает себе вызов и никогда не видит препятствий на своем пути, как бы очевидны они ни были. Даже любопытно, во сколько же всё это удовольствие ему обходится?

– Основные расходы – это топливо. Если у тебя огромная бензиновая машина, то обойдется дорого. Но Арктика – это лотерея. Ты всегда зависишь от погоды. Если погода хорошая, ты просто будешь катиться по ровной дороге. С небольшим расходом топлива ты очень быстро доедешь до места. Но чаще всего погода там плохая, в таком случае у тебя будет расход 100 литров на 100 километров. При этом ехать до места будешь целый месяц, – прикидывает Александр.

Например, поездка на мыс Челюскин обошлась ему в 32 тысячи рублей. Маршрут до Воркуты, как говорит Еликов, «в миллион раз проще», но сама поездка может обойтись не в одну сотню тысяч. «Тут не угадаешь. У путешественника всегда должны быть с собой деньги», – заключает Александр.

Главная вещь в любой экспедиции – это подготовка. Но Еликов тратит на это минимум времени. Он привык действовать на автомате. «Я настолько расслабился, что практически не готовлюсь к своим экспедициям», – говорит он. Главное, чтобы была машина и уверенность. Автомобиль должен быть максимально новым. «Когда я планировал отправиться на мыс Челюскин, моему пикапу был только год, пробег небольшой. Я в него просто сел и поехал, ни о чем не думал. Оттуда сразу отправился колесить по Ямалу на две недели», – продолжает искатель приключений.

– Давным-давно вожу с собой самый минимум. Небольшой набор ключей, огнетушитель, и в двери всегда находится ключик на 10. Он необходим в случае аварии, чтобы быстро снять клеммы с аккумулятора. Есть в машине отвертка. Ее можно использовать и как инструмент, и как средство защиты – наверное, это наследие 90-х. Когда работал дальнобойщиком, много страшного повидал. Всегда должны быть ножик-мультитул, трос, знак аварийной остановки, и еще: вода, простейший продуктовый набор и газовая горелочка. Часто бывает, что даже в глухой пробке разогреваю чаёчек, беру бутербродик. Тогда и пробка становится даже приятной, – говорит Еликов.

«Наконец-то стал завтракать с семьей»

Наслушавшись рассказов о том, как герой бросает всё и отправляется в долгие странствия расширять мировоззрение и наслаждаться тысячей красивых моментов, волей-неволей начинаешь завидовать. Но кажется, что к такому образу жизни возникает несколько самых простых вопросов.

– Когда работал водителем, с семьей я был гораздо меньше, чем в дороге. Сейчас я съездил в экспедицию, а всё остальное время нахожусь дома. Наконец-то стал завтракать с семьей, сидеть с детьми, провожать их в школу, наконец-то мы начали куда-то ходить вместе. А раньше папа всегда был на работе, – делится Александр.

«Мы часто отправляемся в поездку всей семьей», – продолжает он. Этого не следует бояться, избегать или откладывать до момента, пока дети подрастут. «Сейчас с детьми за отпуск мы наматываем от 15 до 25 тысяч километров. У меня двое пацанов, одному 8, другому 11 лет. С детьми можно ездить с любого возраста. Моему первому ребенку было шесть месяцев, когда мы отправились с ним из Уренгоя в Омск, а оттуда – в Тверь. Это всего 5,5 тысячи километров», – улыбается отец двух детей.

Этим летом семья Еликовых практически не сидела дома. Даже во время пандемии они отправлялись туда, где не было жестких запретов. Кафе, гостиницы, музеи были закрыты, но это им совсем не мешало. «Несколько раз ездили в Питер. Красота! В городе никого нет, можно было спокойно осматривать город, не толпясь у достопримечательностей. Мы также облазили весь Великий Новгород, весь Псков, проехали вдоль прибалтийской границы», – перечисляет Александр.

Путешественник советует в первый же день отпуска, ни о чем не думая, сесть за руль своего автомобиля, каким бы он ни был, и ехать туда, где вы еще не были. И дело не в скорости и не в маршруте, дело в количестве километров дороги, увиденных уникальных мест и людей и, конечно, в незабываемом опыте.

– Я делал так первые лет пять. У меня были тогда «Москвич», «Жигули», «Волга», старый «УАЗик»… А ведь раньше не было никакой инфраструктуры. Сейчас все условия для путешествий. Федеральные дороги за последние годы стали отличными. Интернет, мобильная связь, заправки, указатели, навигаторы… Что еще надо? Ребята, не бойтесь. Не обязательно сразу отправляться в Магадан. Не надо. Я до Байкала ехал десять лет и миллион километров. В Тверской области очень много интересных мест. Съездите в Великий Новгород – это сумасшедший город. Псков – просто красота. Это всё рядом! Мы с семьей каждые выходные куда-то выезжаем. В радиусе 300–400 километров очень много интересных населенных пунктов. Недавно ездили в Смоленск. Это совершенно не сложно и не дорого, – рекомендует профессиональный автопутешественник Александр Еликов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

42
6
Фото: Владислав Ильяшенко
TVERTEAM. ИСТОРИИ УСПЕХА Главное Природа Социум Транспорт

КОММЕНТАРИИ 2

Для комментирования Вам необходимо .

Irina A

Так интересно было читать эту статью, что аж самой захотелось куда-нибудь поехать! Александр даже на расстоянии заряжает на путешествия)))

3
0
Tanya Sahina

Тоже очень люблю Псков и Новгород, и еще очень классно в Пушкинских горах, где усадьбы Пушкина и его друзей. Очень красивые места!

1
0