«Тверь старинная». Как Птюшкино болото превратилось в улицу Коммунистическую, а затем – в проспект Калинина
Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют сто десятый выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.
Сегодня мы расскажем об истории одного места в Твери под названием Птюшкино болото. Оно состояло из улиц Пехова Слобода и 1-й Красной слободы Это старинный ландшафт Твери, идущий от средних веков. Тут был конец города – Старицкая застава. Исторически это был район с низким и болотистым рельефом, часто подтапливаемый в половодья и паводки.
Само болото находилось севернее за жилыми домами и иногда затапливалось по весне, причём зачастую под воду уходила и проезжая часть этой улицы. Слово «Птюшкино», скорее всего, означало незначительную глубину болота и желание пернатых пить воду тут, когда вокруг все пересыхало. В конце XIX века на большей части болота был разбит Щербаковский огород, а от болота осталась низина, имевшая очертания треугольника.
А вот как описывает это место Борис Полевой, вспоминая 1913 год: «Там, где теперь двумя рядами домов простирается проспект имени Калинина – едва виднелись при тусклом свете ущербной луны неровные ряды ветхих лачуг, уныло стоящих над лужами и канавами, полными стоячей тухлой воды. Это и есть знаменитое Птюшкино болото, на котором однажды посреди улицы утонул мастеровой малярного цеха Никитин Константин, возвращавшийся домой из кабака в сильном алкогольном опьянении».
Историки пишут, что тут находился, по писцовым книгам, Воздвиженский монастырь и его слобода на Литовской дороге. И именно здесь, по-видимому, произошло сражение под стенами Твери в июне – июле 1609 года между войском М.В. Скопина-Шуйского и занявшими Тверь тушинскими войсками.
Название Птюшкино болото – достаточно позднее, зафиксировано с конца XIX века. В конце XIX века (участок выделен в 1893 году) стало застраиваться продолжение улицы Птюшкино болото, получившее название 1-й улицы Красной слободы. Красная (т.е. красивая, нарядная, парадная) слобода застраивалась частными домами рабочих фабрики «Тверская мануфактура», которые брали ссуду на строительство в счёт будущей зарплаты. С постройкой Красной слободы в 1890 – 1900-х гг. Птюшкино болото превратилось в не застроенный участок с огородами. В начале 1920-х гг. его осушили посредством канав и застроили малоэтажной застройкой с центральной осью-бульваром от 1-й улицы Красной слободы (проспекта Калинина) и почти до Волги.
А вот как о своих детских годах вспоминает заслуженный строитель Александр Тягунов: «Красная слобода в мои времена была городской окраиной. Всего в одной остановке – на Пролетарке – прекращалось трамвайное движение, трамвай разворачивался по кольцу. Дальше вагон шел по однопутной колее, его почему-то называли “бобик”. Пацанами мы любили кататься на “бобике”. Летом ездили сзади на “колбасе”, зимой цеплялись металлическим крючком и ехали на коньках до самого Мигалова, тогда закрытого военного городка. Между Пролетаркой и Мигаловом никакой жизни не было. Если мы жили на Птюшкином болоте, все-таки обитаемой рабочей окраине, то на месте нынешнего проспекта Ленина простиралось самое настоящее болото, а там, где сейчас “Центрпрограммсистем”, – болото непроходимое…
Во времена моего детства бульвар Ногина был очень зеленым, по пути из школы мы свободно набирали корзинку грибов, а вообще район Птюшкина болота считался очень криминальным. Много было хулиганства, разбоя, случались и более серьезные преступления вплоть до убийств».
На том месте происходили и первые аварии в городе, вот небольшая выдержка из газеты «Пролетарская правда» 1934 года: «За последнее время в городе участились нарушения скорости движения. Только за август произошло семь аварий. 6 сентября на Птюшкином болоте автомобиль под управлением Кулькова столкнулся с трамваем вагоновожатого Дегтярева. Оказывается, они устроили соревнования на скорость. Машина, обогнав трамвай, получила от него сильный удар и несколько раз перевернулась. От этой катастрофы пострадало семь человек».
С 1930-го по 1935-й гг. для улицы Птюшкино болото одновременно употреблялось новое название Коммунистическая, связанное с идеологией того времени. В 1935 году обе улицы объединены в проспект, названный в честь М.И. Калинина, и начата его реконструкция.
Сегодня проспект Калинина простирается почти на два километра от улицы Софьи Перовской до путепровода Октябрьской железной дороги. На проспекте расположены Дворец культуры «Пролетарка», администрация Пролетарского района, корпуса «Тверской мануфактуры», ТЭЦ-1 и многие другие учреждения.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти