Закулисье Театра кукол, или Что происходит в самом волшебном месте Твери

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Корреспондент Tverigrad.ru побывал в сказке и познакомился с чудотворцами.

Тверь, пересечение двух проспектов – Волоколамского и Победы. Монолитное, необычное своей архитектурой здание, обрамленное аккуратными соснами. На стенах – ребра «висячих лопаток» (так в архитектуре называются не упирающиеся в цоколь вертикальные выступы на стенах), которые визуально сужают кверху громаду корпуса.

Чем-то напоминает мавзолей. Но это не он. Это обитель самого волшебного места в городе. Театр кукол. Театр чудес.

Казалось бы, во времена тотального засилья интернета, когда не только взрослые, но и дети буквально живут в Сети, им не до театра и не до кукол. Так думал и я, когда отправлялся в этот храм сказок. Но, ошибался.

Предвестники чуда

Уже в ярко освещенном парадном холле Театра кукол стало понятно, почему его сердце бьется и не думает останавливаться. Организованная толпа детей бурлила эмоциями в ожидании грядущего представления. В это утро в театре играли спектакль «Волшебная лампа Аладдина».

Из холла детей повели на второй этаж. И уже на этом этапе начиналась сказка. Лестничный марш, словно прорубленный в толще стен, вел на украшенную домиком вершину. Птицы, вольготно чувствующие себя в этом мини-замке, весело приветствовали ребятню неугомонным щебетанием и пересвистами. Дети замирали от восторга, еще не зная, что ждет их впереди, наверху.

А наверху была настоящая, хоть и замершая во времени, сказка. Музей кукол, которые в разные годы были героями спектаклей (см. фотогалерею внизу статьи, – Авт). Десятками они сидели, стояли, и даже летали в прозрачных витринах. Каждая из них — словно живая, сделана с таким мастерством и любовью, что диву даешься. И дети дивились, раскрыв рты и сверкая зачарованными глазами.

Я попросил руководителя литературно-драматургической части Театра кукол Алину Силаеву провести меня в закулисье, за сцену. Там уже готовились творить чудеса для детей артисты-кукловоды, которые, к тому же, еще и реквизиторы.

«Кто-то может посчитать это немного ненормальным»

Ослепляющая улыбкой девушка, актриса Елена Шамарина, казалось, радовалась предстоящему спектаклю с той же силой, с какой дети его ожидали. Елена работает в театре с 2012 года. Она и Вирджиния в «Кентервильском привидении», и Авва в «Айболите и Бармалее», и одна из Фрид Кало в современном спектакле для взрослых «Фрида.Memoria».

Красавица по своему опыту знает, что быть артистом в театре кукол сложнее, чем артистом в обычном театре. Ведь ее задача и призвание — оживить куклу, передать через нее эмоции, не просто рассказать детям и взрослым сказку, а сделать ее реальностью.

– К куклам мы действительно относимся как к живым, как к коллегам, партнерам. Я вот иногда даже разговариваю с ними, – смеется Елена. – Например, моя Вирджиния из «Кентервильского приведения». Я к ней по-особенному отношусь. Когда убираю ее после спектакля — даже на подушечки укладываю, чтобы ей удобно было. Говорю: «Спи, моя хорошая».

Еще одна любимая кукла актрисы — Аистенок Айко из спектакля «Аистенок и Пугало». О нем она рассказывает с особенной нежностью.

– Он очень маленький, трогательный, по спектаклю болеет, его подстрелили мальчишки. Каждый раз перед спектаклем я ему говорю: «Привет, мой хороший», глажу его. Это, конечно, кто-то может посчитать немного ненормальным, но мы действительно вот так вот очень трепетно относимся к своим куклам, очень любим их,

– признается Елена.

Артисты уверены: будущее — именно за театром кукол, а не за театром в его классическом понимании. «Театр кукол – это театр форм, предметов. Только в театре кукол могут быть такие формы, которые вообще не ожидаешь увидеть на сцене», – с жаром говорят они. И ведь это не просто слова, продиктованные увлеченностью профессией. Свидетельством тому – аншлаги, которые собирают их спектакли.

Артисты с грустью вспоминают время, когда из-за пандемии коронавируса и ограничительных мер театр не работал. И с теплыми улыбками вспоминают о том, как после затишья театр постепенно оживал. Сначала разрешили наполнять зал публикой на 25%, сейчас уже на 50%.

– Когда вернули наполняемость зала, это был для нас глоток воздуха,

– искренне говорят они.

Не могу не назвать имена этих людей, артистов, которые каждый день творят волшебство для детей и взрослых. Наталья Мажуга (она же — худрук театра), заслуженные артисты и ведущие мастера сцены Александр Мистров, Михаил Гусев, Ирина Зубарева, Надежда Ицкович, Александр Царьков, артисты-кукловоды Екатерина Матвеева, Сергей Ожигов, Александра Колючая, Ольга Брузе, Ирина Сыряева, Александр Станько, Анастасия Курапова, Софья Хорошавина, Елена Шамарина, Валентина Егорова, Евгений Титов.

Творцы волшебства

Вообще в Тверском Театре кукол работают около 70-ти человек. Артисты, бутафоры, модельеры, конструкторы, осветители, техники, художники, звукооператоры и так далее. Кстати, кукол делают именно здесь! Более того, их здесь даже лечат! В роли доктора Айболита выступает художник-конструктор Александр Ковалев. Вот уж у кого действительно золотые руки. На нем — вся механика кукол и их починка. Без этого человека кукла в прямом смысле слова и шагу не сделает, и рукой не взмахнет, и глазом не моргнет

– Моя задача – чтобы все двигалось, все крутилось, – краток углубившийся в изучение очередных чертежей Александр.

Одну из самых важных «ролей» в театре играет главный художник и просто очаровательная женщина Ирина Баканова. Ее кабинет-мастерская полон эскизов, рисунков, чертежей. Снежная Королева, Леший, Кикимора, Буратино… Десятки персонажей. Именно благодаря таланту Ирины куклы в итоге выглядят как живые. Она их рисует, а потом уже не менее талантливые мастера театра — конструкторы, бутафоры, швеи – воплощают рисунки в жизнь — изготавливают сами куклы.

Скольких кукол нарисовала Ирина — она сказать не может. Много. Очень много. Десятки спектаклей, в некоторых из которых задействовано до 30 персонажей. Причем, куклами все не ограничивается. Для каждого спектакля надо оформить сцену, придумать декорации, костюмы для актеров, реквизит и так далее. Работы — непочатый край, но на выходе оно того стоит. Воплотить сказку в жизнь — не реку перейти.

– Есть спектакль «Тайна старого фонаря». И, если честно, для меня было огромное удовольствие работать именно над этим персонажем — живым уличным фонарем. Мне нравится, когда кукла создается из предметов, которые не похожи на людей, не похожи ни на что.

Ирина улыбается, и показывает на рисунок на стене: «Вот как одушевить фонарь? Как сделать из него персонаж?». И действительно, фонарь в итоге вышел не фонарем, а согбенным временем и светящимся добрыми историями дедушкой.

– Мне кажется, что для художника это самая интересная задача — собрать куклу из чего-то неожиданного. В итоге это интересно и художнику, и зрителю.

Когда я уходил из театра — спектакль только-только начался. В ожидании чуда дети притихли в зрительном зале. Занавес открылся. Волшебство началось…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

22
0
Фото: Алексей Косоруков, Владислав Ильяшенко
Главное Культура Общество Репортаж Театры

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .