135 лет со дня рождения великого авиаконструктора Андрея Туполева

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Под руководством уроженца Тверской губернии спроектировали более 100 типов самолётов, 70 из которых строили серийно. На его самолётах установили 78 мировых рекордов.

Андрей Туполев родился в селе Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии. Сейчас этого села не существует, оно было расположено между деревнями Абросимово и Симоново на территории нынешнего Кимрском округа.

Мальчик рос в многодетной семье, его отец Николай Туполев вышел из сибирских казаков, из Сургута. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, но за сочувствие революционерам-народникам был выслан из «северной столицы». Родители будущего гения поселились в 25 километрах Кимр.

Получив начальное образование дома, Андрей Туполев в 1901 году поступил в Тверскую классическую гимназию, которую окончил в мае 1908 года. Осенью того же года он стал студентом механического факультета Московского технического училища (ныне Московский государственный технический университет имени Баумана. – Ред.).

В училище Андрей Туполев серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года он стал членом воздухоплавательного кружка, участвовал в постройке планера, на котором самостоятельно совершил первый полёт. В 1911 году Андрей Николаевич за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы был арестован и выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Училище он окончил лишь в 1918 году. С 1922 года Андрей Туполев был председателем Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт. – Ред.). Андрей Николаевич создал и возглавил опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов.

В 1923 году Туполев создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции АНТ-1, в 1924-м – первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2, в 1925-м – первый боевой цельнометаллический самолёт АНТ-З, выпускавшийся серийно.

В 1934 году появился многомоторный самолёт АНТ-20 («Максим Горький»). Он имел 8 двигателей, полезную площадь более 100 метров квадратных и пассажировместимость до 60 человек. Правда, годом позже самолёт попал в катастрофу.

Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировали бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

В 1936 году Андрей Туполев назначен первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома. Одновременно он возглавляет выделенное из системы ЦАГИ конструкторское бюро с заводом опытных конструкций.

В 1937 году он был необоснованно репрессирован и осуждён на 15 лет лишения свободы. Работал в закрытом конструкторском бюро НКВД, где создал фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2). Во время войны было выпущено 800 самолётов, из которых 750 машин попало на фронт. 19 июля 1941 года досрочно освобождён, реабилитирован 9 апреля 1955 года.

После войны под руководством Андрея Туполева строили военные и гражданские самолёты. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, бомбардировщик Ту-16 (развивал скорость более 1000 километров в час. – Ред.), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22.

На базе бомбардировщика Ту-16 в 1955 году создали первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104. За ним последовали первый турбовинтовой межконтинентальный самолёт Ту-114, ближние и средние магистральные самолёты Ту-110, Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. Первый полёт 144-й совершил 31 декабря 1968 года, то есть на 2 месяца раньше «Конкорда». Ту-134 и Ту-154 остались в парках некоторых авиакомпаний.

Под руководством Андрея Туполева спроектировали более 100 типов самолётов, 70 из которых строили серийно. На его самолётах установили 78 мировых рекордов, выполнили около 30 выдающихся перелётов. Многие рекорды официально не зафиксировали – например, в сентябре 1934 года АНТ-25 преодолел по замкнутому маршруту расстояние 12 411 километр.

Андрей Туполев был почётным членом Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971). Ему присудили премию Николая Жуковского (1958), золотую авиационную медаль ФАИ (1958), премию имени Леонардо да Винчи (1971), золотую медаль Общества основоположников авиации Франции (1971). Был членом ЦИК СССР, депутатом ВС СССР с 1950 года. Кроме того, Андрей Николаевич – лауреат Ленинской премии (1957), Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952), госпремии СССР (1972). Награждён 8 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Отечественной войны I степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знаком Почёта», медалями, а также иностранными орденами. Андрей Туполев был трижды Героем Социалистического Труда.

Улица Академика Туполева есть Заволжском районе Твери, она считается главной в исторической части города Затверечье. Именем Туполева названы улицы в разных населённых пунктах нашей страны и даже за границей, в Амстердаме!

Кроме того, имя Туполева носят Казанский государственный технический университет (раньше Казанский авиационный институт. – Ред.), Московский машиностроительный завод «Опыт». В 2018 году Московскому аэропорту «Внуково» присвоили имя великого авиаконструктора.

В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установили бюст Андрея Туполева. Установлен мемориал на месте, где находилось село Пустомазово.

Напомним, что 30 сентября 2022 года ЦБ РФ выпустил памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «100-летие со дня создания ОКБ А.Н. Туполева». ОКБ – опытно-конструкторское бюро.

Тираж – 3 тысячи штук. На оборотной стороне монеты – рельефные изображения портрета Андрея Туполева, самолёта и эмблемы 100-летия ОКБ на фоне выполненных в технике лазерного матирования изображений здания конструкторского бюро, координатной сетки и облаков.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

10
0
Telegramm Главное Твериведение

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .