1 октября исполняется 70 лет со дня основания Калининского экскаваторного завода
Завод, который поставлял экскаваторы в пятьдесят стран мира.
1943 год… Идет Великая Отечественная война. Наша армия уже начала свой наступательный поход. Разгромлены части фельдмаршала Паулюса под Сталинградом, одержаны победы еще в ряде крупных сражений, фашистские войска оставляют захваченные территории…
Война еще не окончена, однако уже пора думать, как мы будем восстанавливать то, что разрушено врагом, как станем строить новую жизнь. Государственный комитет обороны дает приказ возобновить строительство машиностроительных предприятий. В их число вошел и Калининский ремонтно-механический завод, который должен был заниматься ремонтом экскаваторов.
Для работы на ремонтно-механическом заводе приехали девушки из районов области, из других областей Советского Союза. Жили прямо в цехе, где еще не было крыши, работали с утра до ночи… Сегодня нам уже трудно представить, с какими трудностями им пришлось столкнуться. И все-таки завод заработал. Здесь начали выпускать запасные части для строительных механизмов, инструменты, узлы и детали для экскаваторов. Однако главная цель была одна – наладить выпуск своего калининского экскаватора. К этому шли семь лет. И вот в октябре 1950 года на предприятии, которое в ту пору уже было переименовано в Калининский экскаваторный завод, начался серийный выпуск экскаватора «Э-255».
Это действительно была совершенно новая машина – первый в стране экскаватор на пневматических колесах. И с такой продукцией коллективу экскаваторного завода не стыдно было появиться на Октябрьской демонстрации.
В том 1950 году было выпущено всего 26 экскаваторов, однако завод быстро набирал темпы. В 1951 году здесь было выпущено 153 новых машины, в 1952-м – 202… И вот уже в сентябре 1954 года Калининский экскаваторный завод справляет свой первый, еще пока скромный юбилей – из его ворот выходит тысячный экскаватор.
Пройдет не так уж много времени, и калининские экскаваторы появятся во многих странах. Их можно будет увидеть и в Европе, и в Африке, и в Латинской Америке.
Государство высоко оценило труд многих работников экскаваторного завода. Шесть человек были награждены орденом Ленина, 35 человек – орденом Октябрьской Революции. Михаил Васильевич Лебедев был удостоен Государственной премии СССР, Павел Борисович Панкратов и Геннадий Иванович Мартынов – премии Совета Министров СССР. Ну а самую первую, весьма престижную в ту пору премию – премию Ленинского комсомола – получил в 1976 году Владимир Тихомиров.
В 1981 году высокую награду получил и сам экскаваторный завод. На его знамени появился орден Трудового Красного Знамени. Калининские экскаваторы пользовались большим успехом на союзных и международных выставках.
Сегодня открытое акционерное общество «Тверской экскаватор» стремится к тому, чтобы занять свое достойное место как на российском, так и на мировом рынке.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти