100 лет назад в Твери появился первый государственный цирк
Цирк зажигает огни.
Тверь невозможно себе представить без цирка. Сегодня, когда его здание на реконструкции, в городе явно чего-то не хватает. Сразу вспоминается, как в выходные дни дети со всей области приезжают в региональный центр, чтобы приобщиться к самому настоящему празднику. Ибо ничем иначе посещение цирка я назвать не могу. Да и у меня самого, несмотря на то что с тех пор прошло уже несколько десятков лет, остались самые радостные воспоминания от посещения цирка-шапито в городском саду. Каким загадочным нам казался цирковой мир, с каким обожанием мы смотрели на акробатов и жонглёров, дрессировщиков и клоунов. Позднее, когда я стал интересоваться биографиями интересных людей, которых называют легендами цирка, оказалось, что часть из них так или иначе связана с тверским краем. И грех их не вспомнить, когда мы отмечаем 100-летие первого государственного цирка в Твери.
Акробат и дрессировщик
Цирк появился в Твери ещё в ХIХ веке. Было несколько площадок, самой яркой из которых была та, где выступали Строкая и Ринальдо. Несмотря на звучные итальянские фамилии, владельцами всего были наши соотечественники. А Строкай вообще был уроженцем Твери. Революция прикрыла все частные цирки, и на их месте стали появляться государственные.
И Тверь стала одним из первых городов, где открылась такая культурная организация. Первое представление в Тверском госцирке произошло 14 ноября 1924 года. Это было деревянное строение с печным отоплением, с ложами и амфитеатром на 2,5 тысячи мест. Его построили на Советской улице, напротив современной гимназии №6.
Строить цирк активно помогала тверская молодёжь, среди которой был и совсем ещё молодой будущий народный артист РСФСР Венедикт Беляков. Он был родом из Твери, активно увлекался спортом, готовил акробатические номера. Впервые Венедикт Николаевич выступил в Твери с цирковыми номерами, когда ему было всего 17 лет. Кто знает, возможно, первые его выступления прошли именно в том цирке, который он сам помогал строить.
Венедикт Беляков был автором и исполнителем уникальных акробатических номеров, которые до этого никто в мире не ставил. В 1947 году Венедикт Беляков создал номер «Акробаты на русских качелях».
Высокие качели с тяжёлой раскачивающейся доской стали цирковым снарядом, с которого могли одновременно исполнять трюки до шести 6 человек. Один из трюков: в центре манежа – колонна из двух, у барьера – другая, акробат летел с качелей на первую колонну, следом взлетал второй и, пересекая манеж длинным затяжным сальто, приходил на вторую колонну. Успех был колоссальным!
Что интересно, именно Вениамин Беляков впервые в истории циркового искусства стал использовать в акробатических номерах зверей. Он был основателем самой настоящей цирковой династии. Вместе со своей дочерью Венедикт Николаевич подготовил аттракцион «Прыгуны на русских качелях с медведями». Этот номер, объехавший многие страны мира, впервые был продемонстрировали в Твери.
Дрессировщик из Торопца
Однако всё-таки не Венедикт Беляков был первым нашим земляком, который прославил себя на цирковой арене. Первенство здесь нужно отдать уроженцу города Торопца Николаю Гладильщикову.
Он родился в 1895 году в семье весьма богатого торопецкого мещанина, у которого было в городе два больших дома. Правда, в советские годы Николай Гладильщиков указывал в анкете, что его отец был лесником. С пролетарским происхождением тогда было легче жить.
На самой большой площади Торопца в детские годы Николая Гладильщикова стояли шатры местного цирка. Они-то и определили его жизнь. Хотя на цирковой манеж Николай Павлович вышел не сразу. Окончив Торопецкое реальное училище, Гладильщиков уехал в Петроград. Работал на заводе, в свободное время увлекался спортивной борьбой. Когда началась Первая мировая война, Николай Павлович оказался на фронте. Он воевал в легендарном «батальоне смерти», был тяжело контужен, год провёл в госпитале. Когда выздоровел, страна залечивала раны, нанесённые революцией и гражданской войной. И Гладильщиков вернулся в родной город.
И тут случилось событие, которое надолго запомнилось очевидцам и привело, в конце концов, Николая Павловича на цирковой манеж. На ярмарке в Торопце местный мельник привязал в центре площади к столбу медведя, вокруг которого столпилось много народу. И тут медведь рванул цепь и сорвался с привязи. Все разбежались, кроме одного мальчишки, который вот-вот должен был оказаться в когтях зверя. И ту Николай Гладильщиков сумел поймать конец цепи и прикрутил медведя к столбу. В итоге, после переговоров с мельником медведь стал его собственностью. Гладильщиков обучил его разным трюкам и поехал по городам и сёлам. Медведь у него протестовал против «ноты Керзона», разоблачал поповщину и кулацкие пережитки.
И в скором времени появился номер, которого ещё не было в истории мирового цирка. Гладильщиков объединил в одну группу диких и домашних животных, а также птиц. С ним вместе выступали львица Фатима, удав Крошка, крокодил Карлуша, белый медведь, гиены, волки, собаки, птицы.
Николай Гладильщиков выходил на манеж до 69 лет. Ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР. Часто приезжал он и в Тверь, и в Торопец. О своей цирковой карьере Николай Гладильщиков рассказал в книге «На арене – хищники». Сам он выступал в одной программе со многими прославленными цирковыми артистами. Были среди них и два замечательных клоуна – Карандаш и Юрий Никулин. Родились они не на тверской земле, однако оставили в её истории свой след.
Художник, который стал клоуном
Имя Михаила Румянцева нам мало что говорит. Он более известен как клоун Карандаш в сопровождении неизменной спутницы – собаки Кляксы. Впрочем, Старица и Тверь помнят не Карандаша, а именно Михаила Румянцева, весьма авантюрного юношу, который в ту пору ещё не думал о цирковом манеже. Он родился в Петербурге, где окончил художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств.
Вскоре после революции профессия художника позволила Михаилу Николаевичу сводить концы с концами. Правда рисовал он не картины, а плакаты и транспаранты. Так в 1922 году он оказался в Старице, где и стал создавать афиши для местного театра. Правда, особого интереса среди старицких театралов этот храм искусства не вызывал, и через три года разорился.
Михаил Румянцев уехал в Тверь. Здесь он стал работать художником в театре, а также рисовать плакаты для горсада во время подготовки к народным праздникам. Только в конце 1925 года будущий клоун покидает тверскую землю и уезжает в Москву, где и начинается его цирковая карьера.
Наш земляк оканчивает Школу циркового искусства. Но путь к успеху был непростым. Несколько лет неустанного поиска, прежде чем появился узнаваемый образ клоуна и знаменитый псевдоним – Карандаш. В 1969 году Михаилу Румянцеву присвоили почётное звание народного артиста СССР. В своё время Юрий Никулин начинал свой творческий путь именно с Карандашом. Но затем Юрий Владимирович стал работать с Михаилом Шуйдиным. И выступления начали проходить именно в Калинине.
Юрий Никулин прощается с цирком
Немало городов на карте нашей страны связаны с именем Юрия Никулина. Небольшой городок в Смоленской области Демидов, где он родился и прожил первые четыре года своей жизни. Ленинград, который он защищал в годы Великой Отечественной войны, Москва, ставшая его домом. У Твери своё, особенное место. Именно в этом городе он начал свою самостоятельную цирковую карьеру, именно на манеже тверского цирка он простился с профессией клоуна.
Летом 1951 года Юрий Никулин приезжает в город Калинин с Михаилом Шуйдиным и со своей женой, которая также участвовала в его номере «Маленький Пьер». Сюжет незамысловат – французский подросток расклеивает прокламации, строит козни полицейским, которые его стараются поймать. Стражей порядка играют Никулин и Шуйдин, а в роли Пьера – жена Никулина Татьяна.
Во время приезда Никулина в Калинин цирк-шапито располагался в горсаду. Здание, построенное в 1924 году, сгорело, и тогда на берегу Волги устроили цирк-шапито, о котором, уверен, с ностальгией вспоминают мои сверстники. Юрию Никулину этот цирк запомнился на всю жизнь. Он всегда, вспоминая своё первое выступление в этом городе, говорил, что калининский цирк особенный: «Нигде между выходами на арену я не могу сбегать на речку и искупаться, а в Калинине могу».
Когда Юрию Никулину исполнилось 60 лет, он решил закончить цирковую карьеру. И в последний раз выйти на манеж он решил именно в том городе, где сделал это впервые. Это был декабрь 1981 года. На протяжении нескольких недель калининский цирк не мог вместить всех желающих, которые приезжали сюда со всех концов страны. Это были последние выступления Юрия Владимировича. И вот 21 декабря состоялся его прощальный вечер.
Тверской цирк на время взял паузу. Сейчас там идёт реконструкция, которая должна закончится в 2025 году. И уже скоро он вновь будет радовать интересными номерами. Мальчишки и девчонки после представления будут мечтать стать акробатами и жонглёрами, дрессировщиками и клоунами. И кто знает, какие новые цирковые таланты ещё даст наша тверская земля.
Кинохроника запечатлела, как 9 декабря 1971 года в Калинине открыли новый цирк на 1714 мест, тот самый цирк, который после капитального ремонта скоро вновь распахнёт свои двери.
Текст – Андрей Ульянов.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти