115 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Венедикта Белякова
Основатель цирковой династии.
Своего постоянного цирка в Твери в начале ХХ века не было. Приезжали заезжие артисты, разбивали цирк-шапито и, дав несколько представлений, ехали дальше. Только в 1924 году в городе появился свой цирк, который расположился напротив современной гимназии №6, там, где теперь казаковский скверик. Да и он простоял только год, после чего сгорел. И всё-таки многие тверские мальчишки грезили цирком. Был среди них и Веня Беляков. Уже в 17 лет он начал выступать в родном городе в различных цирковых номерах. В 1931 году Венедикт Беляков создал свой первый самостоятельный номер – «Групповой Ханд-вольтиж», на следующий год ещё один – «Акробаты-прыгуны на подкидных досках».
Трюковой репертуар «Акробатов на подкидных досках», который в афише назывался «9 Венедикт 9», был уникален. Он исполнялся настолько уверенно, что артисты Венедикта Белякова могли позволить себе даже интриговать зрителей. Так Иван Девяткин исполнял двойное сальто в колонну из трёх четвёртым.
Причём трюк обыгрывался – сначала акробат пробовал исполнить задуманное на лонже (иными словами, на страховке. – Ред.), но дважды терпел неудачу. Затем, негодуя, снимал страховку, делая вид, что только она и мешала, и блистательно выполнял номер. Впервые в мире артисты под руководством Венедикта Белякова исполнили колонну из пяти: Иван Девяткин, делая сальто с подкидной доски, приходил на колонну пятым.
В 1947 году Вячеслав Беляков создаёт номер «Акробаты на русских качелях». Высокие качели с тяжёлой раскачивающейся доской стали цирковым снарядом, с которого могли одновременно исполнять трюки до 6 человек. Один из трюков: в центре манежа – колонна из двух, у барьера – другая, акробат летел с качелей на первую колонну, следом взлетал второй и, пересекая манеж длинным затяжным сальто, приходил на вторую колонну. Успех был колоссальным!
Казалось бы, придумывай новые акробатические аттракционы, которые пользовались популярностью и в нашей стране, и во время зарубежных гастролей. Однако Венедикта Белякова тянуло на эксперимент. Он решил совместить акробатику с дрессурой.
В 1970 году в соавторстве со своей дочерью Генриеттой он подготовил аттракцион «Прыгуны на русских качелях с медведями». Животные подносили реквизит, раскачивали качели, исполняли сальто с подкидной доски, взлетали с неё на «русскую палку», сделав оборот, перелетали на другую. Некоторые трюки подавались в комическом ключе: акробаты и медведь затевали чехарду, косолапый, заметив, что один игрок «ленится», отвешивал лентяю пинок, потом скрещивал лапы с руками дрессировщика, которым был Венедикт Беляков-младший. И так они подбрасывали верхнего человека на колонну.
Венедикт Беляков основал целую цирковую династию. Жена Вера выступала с ним с 1929 года. С подкидной доски она исполняла труднейшие трюки. Сидя на плечах партнёра, вместе с ним взлетала в воздух. Они исполняли сальто и вдвоём опускались на колонну из двух. Первой из женщин в отечественном цирке Вера Белякова продемонстрировала сальто на третьего четвёртой.
Их дочь Генриетта окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Она выступала с отцом с 1943 года, исполняла сложные трюки. Финальную комбинацию из 15 кабриолей (акробатическая фигура. – Ред.) она завершала стойкой в одну руку, и в таком положении отец проносил её через манеж. Уйдя с манежа, стала членом редколлегии журнала «Советская эстрада и цирк», автором многочисленных статей о цирке, книг о Юрии Дурове и Олеге Попове.
Её брат Венедикт на манеже с 1958 года. Он был акробатом и дрессировщиком медведей в аттракционе отца, а в 1977 году сам стал его руководителем.
Сын Венедикта Белякова-младшего – Антон – в 1992 году дебютировал в аттракционе «Воздушный гимнаст на ремнях». Стал лауреатом международного конкурса в Вероне «Серебряная звезда».
В 1971 году Венедикту Николаевичу Белякову присвоили звание народного артиста РСФСР.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти