№ 12. Дмитрий Евдокимович Тверитинов (1667 – не ранее 1741)

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Философ эпохи преобразований.

К этому человеку российские историки относятся по-разному. Кто-то говорит, что это был один из лучших мыслителей петровского времени, кто-то именует его еретиком. Хотя в ту пору, когда он жил, мыслитель чаще всего и был еретиком.

Родился Дмитрий Тверитинов в Твери в 1667 году. Впрочем, в ту пору он носил фамилию Дерюшкин. Тверитиновым он стал, переехав в Москву, где его и стали звать по месту рождения.

В молодые годы Тверитинов был стрельцом, затем перешел в чернослободцы. Он сам выучился грамоте и в 25-летнем возрасте отправился в Москву. Когда в Немецкой слободе в 1700 году Иоганн Грегори открыл первую частную аптеку, Tверитинов поступил туда с целью, по его словам, “искать науки у дохтуров и лекарей”. Природа одарила его пытливым умом и живою восприимчивостью. Юноша в короткий срок одолел латынь, приобрел обширные медицинские познания, стал искусным лекарем. Однако интересовали Тверитинова не только медицинские вопросы. С каждым годом он все более увлекается религиозными проблемами. Это было время, когда свобода верования не испытывала особенных стеснений. В указе 1702 года Петр I объявлял: “Мы… совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому христианину на его ответственность пещись о спасении души своей”.

Тверитинов с жаром набросился на чтение Библии, катехизисов и разных религиозных трактатов. В результате этого чтения, а также постоянных бесед с обитателями Немецкой слободы он усвоил себе многие из воззрений, которые были свойственны протестантам, дополнив их своими измышлениями. Тверитинов отвергал значение Церкви с ее иерархией, соборами и святыми отцами. “Я сам церковь, во Христе все – цари и иереи”. Он видел заблуждение во всяком посредничестве между человеком и Богом, признавая лишь ходатайство Иисуса Христа. По его убеждению, священники и монахи должны были трудиться, чтобы собственными руками добывать себе пропитание.

Протестанты оказали на тверского философа немалое влияние. Однако он не полностью разделял их учение. Тверитинов так и не принял основного догмата протестантов – об оправдании жизни человека одною верою. Он, напротив, говорил, что человек спасается единственно по делам своим и заслугам. Его аргументы против разных церковных установлений нередко очень сильны и поражают своею яркостью. Видно, что они принадлежат не книжнику, черпающему свои доводы из различных писаний и трактатов, а человеку, самостоятельно искавшему разрешения мучивших его вопросов, размышлявшему над ними долго и настойчиво.

Надо сказать, что убеждения Тверитинова как нельзя более подходили к той эпохе, в которой он жил, – эпохе преобразований Петра, ломки старых учреждений и обычаев. Неудивительно, что сам Петр Первый с сочувствием относился к взглядам нашего земляка.

Тверитинов пользовался всяким случаем, чтобы распространить свои воззрения. Во многом ему здесь помогала его медицинская практика. Он сам искал серьезных противников, с которыми вступал в спор, и часто ходил в славяно-греко-латинскую академию для диспутов, как с профессорами, так и с ее воспитанниками. Сравнительно малообразованный человек, он владел таким стихийным талантом диалектики, что из споров даже с серьезнейшими противниками выходил победителем. У него появилась множество последователей во многих российских городах. И, естественно, он с каждым годом прибавлял головной боли официальным предстателям церкви. И в первую очередь Стефану Яворскому, злейшему преследователю еретиков в России. Его правой рукой здесь был еще один наш земляк, уроженец Осташкова Леонтий Магницкий.

Над Тверитиновым и его сторонниками начинается церковное следствие. Впрямую сходятся силы, которые, с одной стороны, шли за Петром, а с другой – группировались вокруг царевича Алексея. Петр Первый издал указ, по которому дело Тверитинова было изъято из компетенции церковного суда. В 1715 году его рассмотрели в Сенате. Главный обвинитель Леонтий Магницкий произнес многочасовую речь, в которой в основном были цитаты из Библии. Тверитинов опровергал обвинение, также цитируя Священное Писание. Большинство сенаторов встали на сторону Тверитинова и его сторонников. Однако еще три года ему пришлось пробыть в монастырском заключении. И только в 1723 году Синод снял с него церковное проклятие.

С тех пор прошло уже почти 300 лет, а идеи, которые высказывал в начале ХVIII века Дмитрий Тверитинов, не потеряли своей актуальности. И спор о том, какой должны быть Церковь и ее служители, будет продолжаться еще долго.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Родом из Твери Тверской хронограф

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .