120 лет со дня рождения танцовщицы, заслуженной артистки РСФСР Нины Стуколкиной

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в Max
Твериград в телеграм

Жизнь, посвящённая танцу.

Честно говоря, мне так и не удалось установить – где родилась Нина Стуколкина. Кто-то пишет, что в селе Кузнечко Тверской губернии, кто-то – в селе Кузнечково. Такие сёла есть в Калязинском и Фировском округах. Впрочем, жизнь её не была связана с тверской землёй.

Она окончила Петроградское театральное училище, на протяжении четверти века была артисткой Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, знаменитой Мариинки. Необычайно пластичная, гибкая. Её танец отличался сдержанной страстностью, графическим рисунком удлинённых линий, техническим совершенством.

На сцене этого театра она первой исполнила партии Персидки в «Хованщине», служанки в «Ромео и Джульетте», Стеши в «Родных полях». Любителям балета запомнилась в партиях Береники в «Египетских ночах», Мерседес и Уличной танцовщицы в «Дон Кихоте», жены хана в «Коньке-Горбунке», Половчанки в «Половецких плясках», Айши в «Гаянэ».

Нина Стуколкина исполняла характерные танцы в балетах «Раймонда», «Лебединое озеро», «Конёк-Горбунок», «Баядерка». Как вспоминает один из современников: «Природа наделила юную танцовщицу огромным, лёгким прыжком, а это придавало её танцам воздушность…. На сцене эта танцовщица выглядела высокой оттого, что была худощава, имела, как говорится, осиную талию и чуть удлинённые руки и ноги. На диво гибкая Стуколкина танцевала необыкновенно пластично».

Как писала в своих воспоминаниях сама Стуколкина, «…мы уважали традиции, но выступали против окостенелости в хореографии и стремились к эмоциональной образности танца… Особо в этом плане хочется выделить две массовые композиции: «Траурный марш» на музыку Ф. Шопена и танец на стихи поэмы А. Блока «Двенадцать», который исполнялся без музыки под аккомпанемент хорового чтения…».

Во время Великой Отечественной войны Нина Стуколкина выступала на фронте перед бойцами.

Она выступала 36 сезонов. В последние годы её настигла глухота, но и это не вынудило балерину уйти. Она долго и тщательно репетировала, достигая совершенства, при котором зритель не догадается о недуге. Не слыша музыки, танцовщица ориентировалась на движения партнёра. Труднее всего было в моменты, когда ей надо было солировать: тогда её муж обозначал ритм хлопками в ладоши.

Перестав танцевать, Нина Михайловна стала работать педагогом в Ленинградском хореографическом училище. Её приглашали в качестве балетмейстера и репетитора в Большой театр оперы и балета Белоруссии. Там вместе с мужем Алексеем Андреевым она ставила «Мечту» Глебова, «Свет и тени» Вагнера, «Озорные частушки» Щедрина. Стуколкина работала также во Львове, в Ташкенте, Одессе, Улан-Уде, Чебоксарах.

Текст – Андрей Ульянов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3
0
Telegramm Культура Родом из Твери Твериведение

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .