125 лет со дня основания Тверского вагоностроительного завода
Вагоны с маркой «отлично».
25 августа 1898 года. Этот день принято считать днём рождения Тверского вагоностроительного завода. Предприятие было основано по инициативе франко-бельгийского акционерного общества «Диль и Бакалан». Уже в 1899 году здесь выпустили 13 товарных вагонов грузоподъёмностью 12,5 тонн каждый.
Пассажирские вагоны на заводе начали строить в первые годы ХХ века. Это были четырёхосные спальные вагоны для акционерной компании «Международное общество спальных вагонов и скоростных европейских поездов», пассажирские вагоны всех 4-х классов. На заводе выпускали салон-вагоны для великокняжеской семьи, служебные вагоны с салонами и спальными купе, пассажирские вагоны для стран с жарким климатом и даже двухэтажные вагоны для крестьян-переселенцев, которые отправлялись на Дальний Восток.
Новый этап в жизни завода начался в 1918 году, когда он был национализирован. И вскоре здесь, как и во всей стране, привычными становятся слова «пятилетка», «социалистическое соревнование». 1929 год. Производительность труда на заводе повысилась на 22%. Начали выпускать пассажирские вагоны дальнего следования.
На заводе строятся новые цеха, начинают применять новейшее оборудование. Впервые в Советском Союзе стали использовать электрическую сварку как основной способ соединения деталей вместо клёпки.
Труд вагоностроителей не мог не найти своего отражения и в литературе той поры. Георгий Бутковский посвятил заводу книгу «Где родятся вагоны». Частым гостем на заводе был писатель Борис Полевой. Он стоял у истоков многотиражной газеты «Вагоностроитель». И одна из первых его книг «Горячий цех» рассказывает о рабочих этого завода. Их достижения были отмечены на самом высоком уровне.
Весной 1939 года на заводе начали разрабатывать цельнометаллический купейный пассажирский вагон. Появилось новое оборудование, как отечественное, так и импортное. Планов было много. Однако выполнить их помешала война.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз.
Уже через несколько недель вагоностроительный завод наладил производство военной продукции. Артиллерийские снаряды и миномёты, авиабомбы и санитарные вагоны. Когда враг захватил Калинин, то эвакуировать оборудование завода не успели. После освобождения города на месте цехов остались руины. Однако уже в марте 1942 года вагоностроители отправили на фронт первые 5000 снарядов. На территории предприятия работала танкоремонтная база, на которой были восстановлены сотни боевых машин.
В октябре 1943 года завод был включён в число важнейших оборонных предприятий страны. К тому времени здесь уже выпускали 18 наименований продукции для фронта. На месте мужчин, ушедших на войну, работали женщины, старики и подростки.
Более 2 тысяч вагоностроителей ушли на фронт уже в первые месяцы войны. Шестеро заводчан стали Героями Советского Союза. Алексей Аболихин и Василий Галаулин, Павел Кайков и Николай Кирьянов, Сергей Коновалов и Михаил Румянцев. Их имена мы сегодня читаем на обелиске, установленном на территории ТВЗ. Здесь же и имя Ивана Кокшарова, Героя Советского Союза, который пришёл на завод в послевоенные годы.
1 мая 1956 года на вагоностроительном заводе создали Специальное конструкторское бюро. Начиналось освоение космоса. Этот отдел должен был начать разработку и строительство специальной железнодорожной техники для нужд космической отрасли. Со временем это бюро станет самостоятельным предприятием.
28 июня 1966 года завод наградили орденом Ленина. Его вручили коллективу за досрочное выполнение заданий 7-летнего плана и высокие технико-экономические показатели.
И, конечно, такие трудовые свершения возможны только там, где работники завода в полной мере могут реализовать свои знания, талант, опыт. Труд многих тверских вагоностроителей был отмечен самыми высокими наградами. Иван Масленников стал Героем Социалистического Труда. Более 80 человек награждено орденами Ленина, Трудовой Славы, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Есть среди тверских вагоностроителей и лауреаты Государственной премии СССР.
В начале 90-х годов прекратил своё существование Совет экономической взаимопомощи, в рамках которого каждая из стран соцлагеря выполняла свои задачи и обладала своими компетенциями. В пассажирском вагоностроении вопрос импортозамещения решили максимально быстро. Тверской вагоностроительный завод, который до этого специализировался на выпуске плацкартных вагонов, в кратчайшие сроки освоил производство вагонов с четырёхместным купе. Теперь их не нужно было покупать в Германии. И это был только один из первых шагов по расширению модельного ряда тверских вагонов.
На сегодняшний день Тверской вагоностроительный завод продолжает быть градообразующим предприятием. Здесь производят пассажирские вагоны для поездов дальнего следования, кузовы вагонов метрополитена, грузовые вагоны, вагоны повышенной комфортности и др. В 2015 году начали выпуск низкозольных трамваев. Доля продукции Тверского вагоностроительного завода на рынке пассажирских вагонов страны сегодня превышает 80%.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти