125 лет со дня рождения директора Эрмитажа Михаила Артамонова
Человек, который отстоял Эрмитаж.
Михаил Артамонов родился в 1898 году в небольшой деревне Выголово под Весьегонском. Рос в самой обычной крестьянской семье. Отец был на заработках в Петербурге. В скором времени к нему отправился и сын. До революции Михаил Илларионович служил конторщиком и счетоводом. Успел поучаствовать и в Первой мировой войне, и в Гражданской.
Михаила Артамонова влекли к себе история. Он поступил в Ленинградский университет на отделении археологии и истории искусств. И, как выяснилось, оказался в нужном месте в нужное время.
Уже после первой самостоятельной археологической экспедиции Михаилу Артамонову была без защиты присвоена кандидатская степень. Докторскую диссертацию ему присвоили через 3 дня после начала Великой Отечественной войны. Михаил Илларионовичу было тогда 43 года.
После войны Михаил Артамонов становится заведующим кафедрой археологии в Ленинградском университете, а вскоре и ректором этого учебного заведения. В 1949 году он возглавил масштабную археологическую экспедицию. Специалистам предстояло обследовать территорию, которая должна была уйти на дно Цимлянского водохранилища. Однако довести раскопки до конца Михаил Артамонов не сумел. Он получает предложение возглавить главный музей страны – Эрмитаж.
Закат сталинской эпохи ознаменовался борьбой с низкопоклонством и космополитизмом. Долой всё западное, у нас своё не хуже! А тут Эрмитаж с картинами западноевропейских мастеров, которые, по мнению некоторых, были несопоставимы с исконно русским духом.
И тогда власти Ленинграда при полной поддержке товарищей из Москвы решают превратить Эрмитаж в настоящий советский музей. Одно неладно – директор Эрмитажа академик Иосиф Орбели решительно против этой затеи. Тогда-то на его место и решили поставить Михаила Артамонова. Надеялись, что человек, вышедший из народной среды, не будет потакать Рафаэлю и Леонардо да Винчи. Но Михаил Артамонов идёт на крайне смелый шаг, учитывая, что идёт 1951 год. Он начинает с того, что отменяет увольнения сотрудников Эрмитажа с неподходящими анкетами, о котором уже объявили партийные власти. Он принимает на работу учёных, которых уволили из других организаций, в том числе и сына опальной Ахматовой и расстрелянного Гумилёва – Льва Гумилёва. Вероятно, что Артамонова спасла смерть Сталина, иначе бы он сгнил в лагерях.
Правда, и с приходом новой власти директору Эрмитажа не слишком полегчало. Он встаёт на пути у партийных начальников самого высокого ранга, которые хотят приспособить музей под свои нужды. И вот, наконец, они решили воскресить идею Сталина о превращении Эрмитажа в музей советского искусства.
И когда его вызывают в Ленинградский обком партии и сообщают о решение комиссии о убрать произведения западной живописи, Михаил Артамонов делает беспрецедентное заявление: «Если мне государство платит зарплату, к тому же персональную, то, вероятно, исходит из того, что я не могу допустить позора и нанести ущерб престижу и культуре. Потому единственное место, куда я могу поместить решение комиссии из полупьяных представителей, – вот эта мусорная корзина».
И тогда оставалось ждать самого ничтожного повода для расправы над директором Эрмитажа. Его быстро нашли, причём в тот год, когда музей отмечал своё 200-летие. 30 марта 1964 года в Растреллиевской галерее открылась предназначенная для сотрудников музея выставка эрмитажных такелажников, в числе которых были прославившиеся позднее художники-авангардисты Михаил Шемякин и Владимир Овчинников. Сам Артамонов в это время был в отпуске. Идеологическая комиссия обкома партии закрыла выставку на следующий день. На самом высоком уровне решили уволить Михаила Артамонова. И всё-таки экспозицию западной живописи в Эрмитаже так больше тронуть и не решились.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти