125 лет со дня рождения драматурга и киносценариста Николая Эрдмана

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в Max
Твериград в телеграм

По этапу из Гагр в Калинин.

У Николая Эрдмана была удивительная биография. Есенин был без ума от его стихов, Маяковский просил литератора научить его писать пьесы. И неудивительно. Уже первая пьеса «Мандат», которую Николай Робертович написал в 24 года, выдержала больше 350 представлений только в Государственном театре имени Мейерхольда. Эрдман участвовал в написании сценариев таких популярнейших фильмов, как «Весёлые ребята» и «Волга-Волга».

Сатирические стихи и басни Николая Эрдмана передавались из уст в уста. Именно они в своё время и привели этого человека в Тверь, которая к тому времени уже была переименована в Калинин. И привели не по его воле.

Родители Николая Эрдмана были обрусевшими немцами. Он окончил Петропавловское коммерческое реальное училище в Москве. После революции год отслужил в Красной Армии, а затем полностью окунулся в литературу. Эрдман общался с имажинистами, писал тексы для артистических кабаре, благо во время НЭПа их было немало, а в 1924 году прошла премьера его первой пьесы «Мандат». Её поставили сначала в Москве, затем в Ленинграде, а потом в Одессе, Харькове, Баку, Ташкенте и даже Берлине.

После оглушительного дебюта молодой драматург начал писать второе произведение. В 1928 году Николай Эрдман создаёт пьесу «Самоубийца». Она приводит в восторг и Станиславского, и Мейерхольда, которые начинают спорить – кто же первым её поставит. Однако в то время в Советском Союзе был ещё один ценитель драматического искусства, перед которым меркли все – Иосиф Сталин. Станиславский писал вождю: «…Николаю Эрдману удалось вскрыть разнообразные проявления и внутренние корни мещанства, которое противится строительству страны… «Самоубийца» представляет подлинную новизну, которая, однако, вполне соответствует русскому реализму…».

А тот отвечает: «Она пустовата и вредна!». Естественно, при жизни Сталина «Самоубийцу» никто поставить не смел. Только в 1982 году режиссёр Плучек включил её в репертуар Театра Сатиры. Кстати, в конце 90-х годов «Самоубийцу» поставила на сцене Тверского ТЮЗа Лариса Лелянова.

Что ж, театр для Николая Эрдмана был закрыт, однако оставалось ещё кино. Вместе со своим соавтором Владимиром Массом и режиссёром Георгием Александровым драматург начинает писать сценарий фильма «Весёлые ребята». Работа уже подходила к концу, когда Эрдмана и Масса арестовали в Гаграх, прямо на съёмках кино. Оказалось, что на одной вечеринке в Кремле популярнейший актёр МХАТа Василий Качалов, когда вожди попросили его прочесть что-нибудь смешное, выдал им несколько басен Эрдмана и Масса, которые не появлялись в печати.

Чего стоит вот эта короткая басня, которая была актуальна до последних дней советской власти:

Вороне где-то Бог послал кусочек сыра…
– Но бога нет! – Не будь придира:
Ведь нет и сыра.

Вожди были возмущены. Качалова, естественно, трогать не стали, а вот авторам досталось. И когда «Весёлые ребята» вышли на экраны, и Григорий Александров купался в славе, Владимир Масс отправился в ссылку в Якутск, а Николай Эрдман – в Енисейск. Только в 1936 году их освободили, правда, запретив, жить в Москве, Ленинграде и других крупных городах. Николай Эрдман поселился в Калинине, затем судьба занесла его сначала в Вышний Волочёк, а потом в Торжок. В Калинине Николай Робертович встретился с ещё одним поэтом, который оказался в Твери не по своей воле. Это был Осип Мандельштам. Эрдман приискивал ему в Калинине квартиру. И, конечно, ему приходилось работать. Надо же на что-то жить! Вместе со своим новым соавтором Михаилом Вольпиным Эрдман пишет сценарий фильма «Волга-Волга», который так полюбился Сталину, да и не только ему. Правда, в титрах Эдмана не указали.

Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский и Николай Эрдман

Когда началась война, Николая Эрдмана отправили в эвакуацию. Однако в дороге его настигла телеграмма. Литератору продолжили стать сценаристом ансамбля НКВД. От таких предложений отказываться не стоило. Ему выдали новую кожаную форму, и подойдя к зеркалу, Эрдман подумал: «Такое ощущения, что я сам себя пришёл арестовывать!». Впрочем, когда кончилась война, ему вновь припомнили, что ссылка не кончилась, и вновь отправили в Калинин. Только в 1948 году Эрдман вернулся в Москву. Ему ещё довелось работать над сценариями многих художественных фильмов, стать членом творческого совета Театра на Таганке, но больше ни одной пьесы Николай Робертович не написал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

7
0
Telegramm Культура Твериведение

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .