№ 14. Диомид Иванович Карманов (1740 - 1795)
Первый историограф Твери.
Боюсь, до нас дошло бы не слишком много сведений об истории Твери, если бы не люди, которые посвятили этому вопросу свою жизнь. И первым из них был Диомид Карманов. Он родился в Заволжском посаде Твери в 1740 году. Его отец был посадским человеком, прихожанином Троицкой церкви в Заволжье. С самых ранних лет Диомида Карманова от его сверстников, посадских мальчишек, отличало стремление к знаниям. Надо сказать, что удовлетворить его в Твери в ту пору было непросто.
В городе было всего одно учебное заведение – Тверская семинария. Диомид был знаком со многими ее воспитанниками. И однажды он пришел в это учебное заведение и попросил, чтобы ему разрешили присутствовать на занятиях. Учителя семинарии с сочувствием отнеслись к подростку, и не только разрешили ему бывать на занятиях, но по мере возможности старались ликвидировать его пробелы в образовании. Как он сам вспоминал, «господа учители, видя мою охоту, жаловали меня своей благосклонностью. Я, ходя к ним в кельи, питал душу мою их разумными объяснениями». Так в течение нескольких лет Диомид Карманов был вольнослушателем в Тверской семинарии, что во многом изменило его жизнь.
Несмотря на то, что он стал чиновником Тверского магистрата и обзавелся семьей, его постоянно тянуло в Тверскую семинарию, он жил ее интересами. Диомид начинает бороться против раскола, который креп в то время в Твери и Ржеве. Он начинает писать проповеди. Их одобрил ректор Тверской семинарии Арсений Верещагин: «Сочинение сие, основательными и порядочными мыслей здравых выражениями, и духовными нравоучениями, и риторическими украшениями преисполненное, достойную и правдивую сочинителю приносит честь и славу».
Наряду с богословскими сочинениями Диомид Карманов начинает все больше интересоваться историей тверского края. Это и стало в конце концов его главным предназначением. В 1774 году тверской архиепископ Платон выразил желание узнать об истории Твери, о князьях, которые здесь некогда правили. Диомид берется за перо, и в скором времени появляется «Краткое известие о начале и приключениях города Твери с описанием нынешнего его состояния». Эта работа, по мнению того же Карманова, была не слишком совершенной. Однако она подвигнула его к дальнейшим историческим изысканиям. В скором времени в свет выходят его новые работы «Исторические известия Тверского княжества, почерпнутые из общих российских летописцев, с приобщением новейших оного приключений» и «Исторические известия о принадлежащих к Тверскому наместничеству городах».
Все эти сочинения Диомид Карманов переписал в особую книгу и пожертвовал в библиотеку Тверской семинарии. Для своего времени это был выдающийся труд, которым затем пользовались практически все тверские истории и краеведы. Вот как Диомид Карманов описывает самый большой пожар в истории Твери, который произошел в 1763 году: «Мая 12 числа загорелось в архиерейском доме, что в крепости, и оттоль пожар, по причине бывшего в то время сильного западного ветра, так усилился, что в краткое время вся городская сторона и торговые ряды, также и святые церкви погорели и осталось самое малое число домов, причем в одной каменной церкви Рождества Христова, в которую снеся жители имения думали с ним уцелеть, священник с причетниками и людей всего 33 человека сгорело. От сего пожара, к котором не многие имение свое спасти могли, обыватели пришли в самую бедность и не только к строению домов не были в состоянии, но и пропитания себе сыскать не могли. Сие увидав, ее Императорское Величество всемилостивейшая великая государыня, истинная отечества матерь, из особенного своего к городу благоволения повелела, во-первых, несчастным жителям на пропитание выдать хлеба на год, а на возобновление города двести тысяч рублей… Такою императорскою отменной милостью и благоговением сей город изысканный пришел в такое состояние и красоту, как видим».
Правда, увидеть свои исторические труды опубликованными Диомиду Карманову не удалось. Они вышли в свет только в 1893 году стараниями известного тверского историка Владимира Колосова и 1-й гильдии купца Николая Аваева. В эту книгу вошли публицистические произведения Диомида Карманова, которые были посвящены проблемам образования. И среди них «Вопль купеческих и разночинских детей», который был посвящен необходимости преподавания в семинарии ряда предметов не на латыни, а на русском языке. Этот «вопль» не прошел незамеченным мимо тверского архиепископа Платона Левшина, который сказал, что «давно бы могло, если бы только хотело, гражданство завести на собственном своем содержании порядочное преподавание наук природным языком». И действительно, уже в скором времени в Твери появились гражданские учебные заведения, в которых преподавали на русском языке.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти