№ 15. Ермолай Дементьевич Камеженков (1757 - 1818)
Его картины можно увидеть и в Русском музее, и в Третьяковской галерее.
Мы не очень много знаем о судьбе талантливого тверского художника Ермолая Камеженкова. Его имя не слишком часто встречается в специализированной литературе. Однако практически все его сохранившиеся картины находятся в известных музеях, да и сама его судьба была не самой ординарной.
Ермолай Камеженков вышел из семьи крепостных крестьян, которые принадлежали Тверскому архиерейскому дому. Мы точно не знаем, когда он родился. Одни источники утверждают, что в 1757 году, другие – что в 1760. Скорее всего годом его рождения был 1757, а тремя годами позже он был крещен, о чем и была сделана запись в церковной книге.
С юных лет в нем пробудился художественный талант. Ермолай Камеженков начинает обучаться иконописному мастерству. В течение пяти лет он занимается этим в одном из тверских монастырей, после чего попадает в школу известного тверского художника Крыжова. Мы должны отдать должное этому живописцу, он заметил талант, которым был наделен паренек из крепостной семьи, и сделал все, чтобы он сумел выбиться в люди.
В скором времени Ермолай Камеженков отправился на учебу в Санкт-Петербург. Он занимается в школе художника Г.И. Козлова. Денег, естественно, не хватает, и ему приходится одновременно работать в этой школе дворником. Так продолжалось в течение трех лет. И тут происходит случай, который во многом меняет судьбу молодого художника.
С его картинами знакомится императрица Екатерина Вторая. Она поручает Камеженкому выполнить копии с некоторых картин, которые находятся в Эрмитаже. Судя по всему, результат ее порадовал. В 1785 году выходит указ, который освобождает Ермолая Камеженкова от крепостной зависимости. В это время его имя уже известно в Петербурге. Ему принадлежат портреты многих известных людей.
Так, в 1789 году он пишет «Парный портрет Федора и Екатерины Вадковских». Федор Вадковский являлся камергером в Императорском дворе и сенатором. Екатерина Ивановна до замужества была фрейлиной у императрицы. Спустя годы у них родилось шестеро детей, двое из которых станут декабристами. Парные портреты в ту пору были в большой моде, и работу Камеженкова отметили многие.
В 1791 году Ермолай Камеженков был призван на военную службу. В это время ему приходилось жить в Москве, в Петербурге, в Кашине. Правда, и в это время главным его занятием оставалась живопись. Он много работает. За «Портрет молодого человека» он получает звание, как в ту пору говорили, «назначенного» академика. В 1794 году Камеженков создает «Портрет почетного вольного общника Академии художеств И.-Ф. Грота». За эту картину ему присваивают звание академика художеств.
Портреты Камеженкова отличались изысканным колоритом, который был присущ только его стилю. Он строился на очень хрупком сочетании зеленого, желтовато-золотистого и нежных разовых оттенков в мужских портретах и фиолетово-серебристых, серо-пепельных – в женских. Художник всегда предпочитал показывать лица, а не предметы гардероба.
В 1794 году Ермолай Камеженков, который к тому времени стал академиком и дослужился до капитана, вышел в отставку. Это позволило ему войти в состав дворянского сословия. В конце 70-х годов XVIII века Камеженков купил небольшой дом в Кашинском уезде в селе Забелино. Именно здесь он и провел поседение годы своей жизни. Он сохранил творческую энергию до последних дней, рисовал портреты. Умер Ермолай Дементьевич Камеженков в 1818 году.
В настоящее время его работы находятся в Русском музее, часть картин выставлена в Третьяковской галерее. Есть картины нашего земляка и в Тверской областной картинной галерее.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти