№ 16. Николай Иванович Уткин (1780- 1863)
Он рисовал Пушкина, Державина, Грибоедова…
Прижизненных портеров Александра Сергеевича Пушкина дошло до нас совсем немного: портрет Кипренского, портрет Тропинина. И среди них гравюра, сделанная нашим земляком Николаем Уткиным. Даже если бы это была его единственная работа, то уже ради этого стоило стать художником. Однако творческий путь Николая Уткина не ограничивается только этим портретом.
Родился будущий художник в Твери в 1780 году.
Он был внебрачным сыном помещика Михаила Никитича Муравьева. Муравьев был писателем, общественным деятелем, впоследствии стал сенатором. Когда Николаю Уткину исполнилось пять лет, отец дал ему вольную и сделал все, чтобы мальчик получил хорошее образование. Не удивительно, что одним из первых портретов, созданных художником, является портрет его отца.
В течение пятнадцати лет Уткин учился в Воспитательном училище Академии художеств. И учился весьма успешно. В 1798 и 1799 годах он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры. В 1800 году ему было присвоено звание художника-гравера. К тому же в этом году Николай Уткин был удостоен «аттестата со шпагой» и малой золотой медали за изображение античных статуй. Это дало ему право еще на три года остаться при Академии и возможность бороться за большую золотую медаль.
Эту награду он и получил за большой эстамп «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне».
Надо сказать, что труд гравера весьма сложен: почти вся работа выполняется резцом на медных досках вручную. Это требовало немалых физических усилий, терпения и безукоризненной точности.
Свое образование Николай Уткин продолжил в Париже. Здесь он получил золотую медаль за гравюру с картины художника эпохи Возрождения Доменикино «Эней выносит отца из горящей Трои». Надо сказать, что этой гравюрой заинтересовался Наполеон, посетивший выставку. Однако он был разочарован, что работа принадлежит русскому художнику. Ему хотелось, чтобы автором был француз.
Эта награда поставила Уткина в один ряд с выдающимися граверами Западной Европы. Война 1812 года помещала художнику продолжить образование за границей. Как и все русские, он был интернирован из Франции. Однако слава его уже к тому времени достигла и России.
Поэт Константин Батюшков писал: «Вот истинное искусство!.. Господин Уткин, известный и уважаемый в Париже, может стать наряду с лучшими граверами в Европе. Конечно, в Отечестве своем найдет он людей просвещенных, достойных ценителей его редкого таланта».
Однако все оказалось не так просто. Вернувшись домой, Уткин оказался в трудом положении. Жить было не на что. Пришлось подать прощение министру просвещения.
«Вот уже 18 месяцев проживаю я в Петербурге. Академия художеств, приняв меня в число своих сочленов, не производит, по неимению сумм, никакого жалованья. Таким образом, не имея ни квартиры, ни содержания и проживая здесь последнее, приобретенное в других землях, я принужденным увидел себя брать маловажные работы, дабы достать себе пропитание… Положение сколько тяжкое для человека, сколько скорбное для художника». Только в ответ на это письмо ему было назначено жалованье.
Среди лучших работ Николая Уткина – серия из двадцати гравюр, посвященных Отечественной войне 1812 года. Здесь со всей силой отразился патриотизм художника. Уткин в эти годы иллюстрирует книги Жуковского, Державина, Пушкина.
После войны 1812 года Уткин часто бывает в доме отца, откуда вышли впоследствии декабристы Муравьевы. Здесь он общается с такими людьми, как Михаил Лунин, Сергей Трубецкой, Николай Тургенев.
В это время он создает прекрасный портрет полководца Александра Васильевича Суворова. За эту гравюру Академия художеств пожаловала ему звание советника. В 1819 году Николаю Уткину был пожалован титул гравера Его Величества.
Большой известностью пользовались его портреты Гавриилы Романовича Державина, Михаила Васильевича Ломоносова, Александра Сергеевича Грибоедова. В 1827 году он создал одно из наиболее значительных своих произведений – «Екатерина Вторая на прогулке в Царскосельском парке» с оригинала Боровиковского. В эти годы его своим членом признали Стокгольмская, Антверпенская и Дрезденская академии.
Более сорока лет Уткин занимался собиранием и составлением каталогов гравюр всех европейских школ, работ русских граверов. Он долгие годы был хранителем гравюрного кабинета Эрмитажа, преподавал в Академии художеств. Его работы есть и в собрание Тверской картинной галереи.
Умер Николай Уткин в 1863 году. Его похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. В 1936 году его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств на Тихвинское кладбище.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти