285 лет со дня рождения первого тверского историка Диомида Карманова

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в Max
Твериград в телеграм

Историограф родной земли.

Боюсь, до нас дошло бы не слишком много сведений об истории Твери, если бы не люди, которые посвятили этому свою жизнь. И первым из них был Диомид Карманов. Он родился в Заволжском посаде Твери в 1740 году, в семье посадского человека, прихожанина Троицкой церкви в Заволжье.

С ранних лет Диомида Карманова отличало от его сверстников, посадских мальчишек, стремление к знаниям. Надо сказать, что удовлетворить его в Твери в ту пору было не просто. В городе было всего одно учебное заведение – Тверская семинария. Диомид был знаком со многими её воспитанниками и однажды он пришёл в это учебное заведение, чтобы попросить ему присутствовать на занятиях. Учителя семинарии с сочувствием отнеслись к подростку, и не только разрешили ему бывать на занятиях, но, по мере возможности, старались ликвидировать его пробелы в образовании.

Так об этом вспоминал сам Диомид Карманов: «Господа учители, видя мою охоту, жаловали меня своей благосклонностью. Я, ходя к ним в кельи, питал душу мою их разумными объяснениями». В течение нескольких лет Карманов был вольнослушателем в Тверской семинарии, что во многом изменило его жизнь. Несмотря на то, что Диомид Иванович стал чиновник Тверского магистрата и обзавёлся семьёй, его постоянно тянуло в Тверскую семинарию, тверичанин жил её интересами.

Диомид начинает бороться против раскола, который креп в то время в Твери и Ржеве. Он начинает писать проповеди. Их одобрил ректор Тверской семинарии Арсений Верещагин: «Сочинение сие, основательными и порядочными мыслей здравых выражениями, и духовными нравоучениями, и риторическими украшениями преисполненное, достойную и правдивую сочинителю приносит честь и славу».

Наряду с богословскими сочинениями Диомид Карманов начинает всё больше интересоваться историей Тверского края. Это и стало, в конце концов, его предназначением. В 1774 году тверской архиепископ Платон выразил желание узнать об истории Твери, о князьях, которые здесь некогда правили. Диомид берётся за перо, и в скором времени появляется «Краткое известие о начале и приключениях города Твери с описанием нынешнего его состояния».

Эта работа, по мнению того же Карманова, была не слишком совершенно, но сподвигла его к дальнейшим историческим изысканиям. В скором времени в свет выходят его новые труды – «Исторические известия Тверского княжества, почерпнутые из общих российских летописцев, с приобщением новейших оного приключений» и «Исторические известия о принадлежащих к Тверскому наместничеству городах».

Все эти сочинения Диомид Карманов переписал в особую книгу и пожертвовал в библиотеку Тверской семинарии. Для своего времени это был выдающийся труд, которым затем пользовались практически все тверские историки и краеведы. Вот как Диомид Карманов описывает самый большой пожар в истории Твери, который произошёл в 1763 году: «Мая 12 числа загорелось в архиерейском доме, что в крепости, и оттоль пожар, по причине бывшего в то время сильного западного ветра, так усилился, что в краткое время вся городская сторона и торговые ряды, также и святые церкви погорели и осталось самое малое число домов, причём в одной каменной церкви Рождества Христова, в которую снеся жители имения думали с ним уцелеть, священник с причётниками и людей всего 33 человека сгорело. От сего пожара, к котором не многие имение своё спасти могли, обыватели пришли в самую бедность и не только к строению домов не были в состоянии, но и пропитания себе сыскать не могли. Сие увидав, её Императорское Величество всемилостивейшая великая государыня, истинная отечества матерь, из особенного своего к городу благоволения повелела, во-первых, несчастным жителям на пропитание выдать хлеба на год, а на возобновление города двести тысяч рублей… Такою императорскою отменной милостью и благоговением сей город изысканный, пришёл в такое состояние и красоту, как видим».

Правда, увидеть свои исторические труды опубликованными Диомиду Карманову не удалось. Они вышли в свет только в 1893 году стараниями известного тверского историк Владимира Колосова и 1-й гильдии купца Николая Аваева. В эту книгу пошли публицистические произведения Диомида Карманова, посвящённые проблемам образования. И среди них «Вопль купеческих и разночинских детей», который был посвящён необходимости преподавания в семинарии ряда предметов не на латыни, а на русском языке. Этот «вопль» не прошёл незамеченным мимо тверского архиепископа Платона Левшина, который сказал, что «давно бы могло, если бы только хотело, гражданство завести на собственном своём содержании порядочное преподавание наук природным языком». И, действительно, уже в скором времени в Твери появились гражданские учебные заведения, в которых преподавали на русском языке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

11
0
Telegramm Главное Твериведение

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .