30 лет Казначейству России: как развивалась одна из крупнейших финансовых структур страны
Тверское управление прошло большой путь, чтобы прийти к нынешним показателям и отладить работу до автоматизма.
Российская финансовая система за долгое время своего существования прошла большой исторический путь. Можно сказать, что начался он со времён Царской России, когда денежные дела оформились в структуру. Денежные потоки контролировались людьми царя, который, зачастую, сам решал, куда и на что выделять деньги. Нередко они не доходили до места своего назначения, а справляться с бюджетом постоянно растущей страны становилось всё сложнее. Поэтому в 1775 году был издан акт «Учреждения для управления губерний Российской Империи», который регулировал работы казённых палат.
В Тверской губернии казённую палату создали 28 января 1776 года. Она размещалась на Фонтанной площади (Ленина) в здании губернского правления (ныне здание Администрации города). В том же году были созданы первые казначейства в уездах, в 1802 году было создано Министерство финансов.
Следующий период сильных изменений начался в 1918 году, когда казначейства стали сливаться с Народными банками. Но после распада Советского Союза деньги оказались в негосударственных коммерческих банках, из-за чего в стране начались проблемы с денежными потоками, которые не доходили ни до правительства, ни до людей. И тогда было принято решение возродить казначейство. 8 декабря 1992 года Президентом РФ был подписан Указ № 1556 «О Федеральном казначействе».
Указом были определены основные задачи казначейства:
- организация, осуществление и контроль за исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах казначейства;
- регулирование финансовых отношений между Республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными (федеральными) средствами;
- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства Российской Федерации и состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
- управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для соблюдения органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также ведение учета государственной казны Российской Федерации.
Возрождение системы Федерального казначейства в области началось с 1993 года. Тогда на должность руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области был назначен Анатолий Николаевич Моргачёв.
Как рассказывает Анатолий Николаевич, с февраля 1994 года управление приступило к работе по учету поступления доходов в федеральный бюджет и составлению оперативной отчетности в Главное Управление Федерального казначейства по данным отчета Центрального Банка РФ.
Как это происходило, Анатолий Николаевич в деталях помнит до сих пор.
-Всё пришлось начинать с нуля. Работа велась на бумажных носителях. Нам постепенно начали передавать учебные учреждения: 4 ВУЗа, 56 ПТУ и 23 техникума. Это первое, что нам было передано. Позже мы стали финансировать силовиков, милицию, пожарную охрану, дорожный фонд. В управление на обслуживание перешли 72 лесничества.
Как говорит Анатолий Николаевич, уже в первом полугодии 1994 года были созданы 37 отделений Федерального казначейства, на которые был возложен контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и своевременностью исполнения коммерческими банками платежных поручений на уплату налогов. В то время было не так просто представить, что новая организация превратится в мощную финансовую структуру.
Одной из важнейших функций органов Федерального казначейства до сих пор является учет доходов и распределение по уровням бюджетов регулируемых налогов и сборов.
К 1995 году через органы казначейства Тверской области финансирование получали уже 450 организаций. Начиная с 1 июля 1997 года, организации, финансируемые из федерального бюджета, начали переводиться на лицевые счета, открытые в органах казначейства. Для этого бюджетополучателям были закрыты бюджетные счета в учреждениях банков. В 1999 году на финансирование перешли уже более 2000 организаций.
Вот с такими показателями управление вступило в новый 21 век. В стране всё ещё оставались большие финансовые проблемы, но ответственные люди на местах старались их решить, понимая, что за цифрами стоят человеческие жизни. Зарплаты, пенсии, пособия, то, без чего не может прожить ни один человек. С тех пор прошло много лет, и сейчас эта выстроенная и отлаженная система продолжает совершенствоваться уже с применением новых технологий.
Очередным этапом на пути развития казначейской системы стало полномасштабное внедрение единого казначейского счета, предназначенного для аккумулирования доходов и средств федерального бюджета в целях эффективного управления государственными финансовыми ресурсами.
В январе 2000 года распоряжением Правительства РФ была одобрена концепция функционирования единого счета Федерального казначейства.
С 2006 года органы Федерального казначейства начали обеспечивать закрытие в кредитных учреждениях последних счетов федеральных учреждений, ранее открытых для учета средств, поступающих во временное распоряжение. В том же году началась работа по переводу распорядителей и получателей средств бюджета на обмен электронными документами через систему электронного документооборота Федерального казначейства.
В 2016 году казначейству были переданы полномочия упразднённой службы финансово-бюджетного надзора. Система взяла на себя функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций.
С 1 января 2021 года был осуществлён переход на систему казначейских платежей. Результатом стало открытие казначейских счетов в органах Федерального казначейства, что позволило осуществлять прямые расчеты между клиентами Казначейства России, ускорить платежи в бюджет и распределение доходов в бюджетную систему, получать дополнительные доходы от управления остатками средств единого казначейского счёта.
8 декабря 2022 года Казначейству России исполняется 30 лет. Всем сотрудникам Управления Федерального казначейства по Тверской области желаем процветания, здоровья и лёгкой работы.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти