30 лет назад на сцене Тверского театра драмы прошла премьера «Анны Карениной»
Спектакль, который остался в истории тверского театрального искусства.
Есть спектакли проходные, о которых быстро забываешь, а есть те, которые навсегда остаются в памяти зрителей и артистов. Сценические произведения, без которых уже не мыслима история храма Мельпомены. Таким для Тверского театра драмы стала постановка главного режиссера Веры Ефремовой «Анна Каренина» по роману Льва Толстого.
Этому спектаклю рукоплескали москвичи на фестивале «Национальное достояние» и зрители Санкт-Петербурга во время гастрольных показов. Во время визита Тверского театра драмы в Грецию главную роль исполнила известная греческая актриса Татьяна Лигари. Она говорила по-гречески, остальные артисты по-русски, однако это смешение языков не испортило действа.
Если не брать во внимание греческие гастроли, то главную роль играла народная артистка России Вера Рычкова, роль графа Вронского исполнял народный артист России Константин Юченков. Роль Алексея Каренина, которую сыграл народный артист Александр Чуйков, стала едва ли не лучшей в его карьере. Да и вообще спектакль собрал всех ведущих артистов театра. О нём говорили и спорили и в тверской, и центральной прессе. Хочется привести несколько слов известного московского критика Константина Цареградского:
«К провинциальным театрам в столицах принято относиться настороженно. С похожим чувством шёл и я на первый гастрольный спектакль Тверского академического театра драмы «Анна Каренина», зная, впрочем, о том, что у этой постановки прекрасная репутация в России и за рубежом. То, что я увидел, полностью перевернуло моё представление о провинциальных театрах и безмерно обогатило мой опыт театрального зрителя.
«Анна Каренина» прекрасна лично для меня тем, что это тот самый классический спектакль, в котором не режиссёр выходит на первое место со своим расфуфыренным «я», а автор – Толстой. Увиденное я сравнил бы со старыми экранизациями спектаклей МХАТа, Малого и других театров, которые изредка ещё можно увидеть на канале «Культура».
Герои тверского спектакля не вписываются ни в один существующий шаблон.
Прежде всего тем, что они намного старше толстовских персонажей. Если это и вызывает некоторое недоумение, то лишь в начале. Весь ход спектакля заставляет об этом забыть и поверить тому, что происходит на сцене. Именно это – психологическую достоверность, а также способность заставить нас сопереживать героям – я считаю главным плюсом постановки.
Вера Рычкова (Анна Каренина), Константин Юченков (Вронский) и Александр Чуйков (Каренин) – вот кто выводит тверской спектакль на высокий художественный уровень. Первую часть спектакля я вообще назвал бы «Алексей Александрович Каренин». Александр Чуйков в этой роли неподражаем. Говорят, что актёры иногда выступают прокурорами для своих героев, а иногда адвокатами. Чуйков своему Каренину, конечно, адвокат. В его персонаже нет ни грана занудства, все его поступки по-человечески понятны. Характерные жесты, грим, походка – всё работает на образ. Но главное – речь. Всю роль артист ведёт на пониженных тонах, лишь один или два раза позволяя себе повысить голос. Как это не характерно для нынешнего театра, но как убедительно!».
Остаётся только жалеть, что так и не была снята телевизионная версия спектакля, что о нём приходится судить по воспоминаниям очевидцев, по мнению критиков, по разрозненным видеофрагментам.
Текст – Андрей Ульянов.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти