35 лет назад скорый поезд «Аврора» сошёл с рельсов в Тверской области
Железнодорожная катастрофа под Березайкой.
Это произошло в августе 1988 года. Случись эта катастрофа годом или двумя ранее, то вряд ли бы мы смогли узнать о ней и даже увидеть документальные кадры с места событий. В Советском Союзе таких аварий катастроф, как и секса, в публичном пространстве не было. Однако уже началась перестройка, одним из лозунгов которой была «гласность».
Так что о крушении пассажирского поезда «Аврора», которое произошло 16 августа 1988 года в Калининской области на перегоне «Березайка – Поплавенец» в нескольких километрах от Бологое услышала вся страна.
В 80-е годы «Аврора» была советским «Сапсаном». Время хода от Москвы до Ленинграда – 4 часа 59 минут.
Сошли с рельсов все вагоны поезда. 31 человек погиб, более 100 пострадали. Движение на участке Октябрьской железной дороги между Москвой и Ленинградом было остановлено больше чем на 15 часов. Что стало причиной этой аварии? Обычная русская халатность.
Из-за плохого состояния дороги на этом участке можно было ехать только со скоростью 60 км/ч, а в некоторых местах – только до 25 км/ч. Правда, машинистам «Авроры» об это никто не сообщил, и они ехали на своей привычной скорости в 160 км/час.
В результате все вагоны пассажирского поезда пошли под откос. В вагоне-ресторане возник пожар, который перекинулся на другие части состава. Пожарные машины, спешившие из Бологое, Вышнего Волочка, Удомли и Боровичей, не смогли оперативно добраться до места из-за болотистой местности. Пожарный поезд, вышедший к месту крушения, быстро исчерпал запасы воды.
В свое время мне довелось брать интервью у Александра Бехтерева, который и снял кадры кинохроники. Он сказал, что не стал ни у кого спрашивать разрешение, а сразу помчался со своей съёмочной группой к месту аварии. В результате в скором времени сюжет о железнодорожной катастрофе появился в киножурнале «Наш край».
Валентина Григорьева, которая была пассажиром «Авроры», так вспоминала об этой катастрофе: «Недалеко от Бологого наш вагон сильно затрясло, он накренился и замер. У нас сильных разрушений и раненых не было. Мальчик потерял ботинок, ему дружно его вернули. Когда нам объявили о крушении, первой реакцией было удивление.
Выбравшись из вагона, мы разместились недалеко от путей. К нам подходили люди из других вагонов, выглядели они гораздо хуже – у многих были ссадины, раны. Кто-то остался без вещей. Подошёл мужчина, обутый в разные туфли. Потом – мужчина в пиджаке с орденами, он был ранен. Я достала из чемодана простыни, разорвала их, промыла и забинтовала рану. Поскольку после университета я была медсестрой запаса, медицинскую помощь оказывала вполне профессионально.
Потом какие-то люди принесли годовалую девочку. Спрашивали: чья девочка? Ребёнок еще не умел говорить, но не плакал. Девочка была на удивление легко одета. Мы её укутали в свитер дочери, и надели будёновку сына. Сразу решили, что она может остаться в нашей семье.
Раненые лежали в одном месте. Среди них выделялась женщина с распущенными волосами, ноги её были неподвижны, чем-то накрыты. Увидев меня с девочкой на руках, она закричала: «Люба, Люба!» Мама нашей девочки нашлась».
Через несколько дней после катастрофы появилась большая статья Виктора Куликова в «Калининской правде».
«На место катастрофы мы приехали днём семнадцатого августа. К этому времени здесь уже были произведены очень большие ремонтно-восстановительные работы. По магистрали на минимальной скорости шли поезда, подвозились строительные и ремонтные материалы, приезжали всё новые и новые рабочие.
Первоначальной картины крушения мы не уже застали. Но и то, что увидели, запомнилось надолго.
Обгоревшие вагоны лежали вдоль железнодорожного полотна, напоминая кадры из какого-нибудь фильма о войне. Лежали друг на друге, один поверх другого. Сплющенные, изогнутые в дугу, искорёженные.
Ветер шелестит страницами валявшихся повсюду обгоревших газет и журналов, приподнимая края разбросанной одежды. Всё это были вещи тех, кто ехал в стремительно мчащейся «Авроре».
И тут же, неподалёку, на поляне, ставшей стоянкой самых различных автомобилей, лежали накрытые простынями тела нескольких погибших. Их только что извлекли из вагонов…»
Сегодня исполнилось 35 лет, как произошла железнодорожная катастрофа под Березайкой. Надо признать, что с тех пор мы заметно ушли вперёд. «Сапсаны» с куда большей скоростью чем «Аврора» ежечасно следуют из Москвы в Петербург и обратно. Железнодорожное полотно поддерживают в нормальном состоянии. Если, конечно, не вмешается наш привычный русский авось…
Текст – Андрей Ульянов.
Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.
КОММЕНТАРИИ 1 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Это что за глупый мазохизм - "русский авось", "обычная русская халатность"? Например, в США в год в среднем происходит 1700 крушений поездов (наберите в поиске например How many train derailments have there been in the US in 2023? статья в Independent), но я почему то не слышал слов "американская халатность". А когда мы в очередной раз читаем про пожары и аварии на например химических производствах в тех же США (в среднем 160 в год), то почему то не встречаем слов типа "американский авось". Но как только что-либо подобное происходит у нас, тут же начинается самоуничижение.