55 лет назад группа киностудии «Мосфильм» закончила в Калинине съёмки фильма «Доктор Вера»
В Калинин вернулась Великая Отечественная война.
В Твери снимали немало самых разных фильмов. Многие из них вошли в летопись мирового кино. Это «Мать», «Чапаев», «Живые и мёртвые». У фильма «Доктор Вера» не было такой громкой славы. И всё-таки для нас тверичан этот фильм очень дорог.
Он рассказывает о подвиге нашей землячки Лидии Тихомировой. Простая женщина рисковала жизнью, чтобы спасти во время оккупации Калинина наших раненых солдат. Борис Полевой написал об этом повесть «Доктор Вера», а режиссёр Вятич-Бережной снял по ней фильм. Съёмки закончились в Калинине 29 марта 1967 года, или ровно 45 лет тому назад.
Впервые повесть «Доктор Вера» появилась в журнале «Знамя» в 1966 году. Борис Полевой был хорошо знаком со многими, кто освобождал наш город – бойцами и командирами Красной Армии, партизанами, подпольщиками. Он сам 16 декабря 1941 года с передовыми частями ворвался в Калинин, который покидали фашистские войска.
Великой Отечественной войне писатель посвятил многие свои произведения – «Повесть о настоящем человеке», «Золото», «Глубокий тыл». О судьбе Лидии Тихомировой Борис Полевой узнал случайно. Он возвращался из США, где был в командировке. В самолёте оказалось немало советских журналов и газет. И вот в «Медицинском работнике» он увидел статью «Родина помнит». Она рассказывала о женщине-враче, которую Полевой хорошо знал в свой тверской период и с мужем которой дружил в молодые годы.
Лидия Петровна была ординатором первой Городской больницы. После того, как фашисты разбомбили Больничный Городок, клиника разместилась в подвалах. Когда немцы захватили город, часть раненых вывезти не удалось. И тогда Лидия Петровна осталась с ними в оккупированном городе. Несмотря на немалую опасность, подпольному госпиталю помогали текстильщицы с «Пролетарки», учителя, медсёстры, нянечки.
Борис Полевой, взяв за основу реальные события, дал простор и своему воображению. «Я прошу мою землячку, если к ней в руки попадётся эта книга, не прикладывать к ней точную мерку своей хорошей жизни и не судить меня строго за то, что я по-своему рассказываю о событиях, которые она пережила».
В повести Бориса Полевого врача, который остался в оккупированном городе, зовут Вера Трешникова. Застенчивая, неуверенная в себе женщина в трудной ситуации показывает свой стойкий характер. Действие произведения происходит в городе Верхневолжске, в котором легко угадать Калинин. Красное кирпичное здание школы, ажурный мост через Волгу, восьмиугольная площадь, Красная Слобода, – нам трудно не узнать город, который писатель считал своей родиной.
Вскоре после того, как повесть «Доктор Вера» увидела свет, родилась идея её экранизировать. За это решил взяться режиссёер Дамир Вятич-Бережных. К тому времени он уже снял такие фильмы, как «Нормандия – Неман», «По тонкому льду», «Я – “Берёза”». Борис Полевой стал одним из соавторов сценария.
О том, где снимать фильм споров не было. Вятич-Бережных и Борис Полевой отправляются в Калинин выбирать натуру. В середине 60-х годов Калинин уже не походил на город, разрушенный во время войны. Так что задача у авторов фильма была непростая. Борис Полевой и Вятич-Бережных колесили по всему городу, и порой с ними случались весьма любопытные истории, о которых писатель любил рассказать своим друзьям. Об одной из таких историй мне некогда рассказал Алексей Пьянов:
«Однажды мы пришли к Борису Полевому с Андреем Дементьевым, и он стал рассказывать, как вместе с режиссёром Вятич-Бережным искал в Калинине натуру для съёмок фильма «Доктор Вера». Они походили по городу, забрели в Заволжье. Вятич-Бережной собрался закурить, а спички кончились. А тут рядом киоск оказался. Надо сказать, что даже зимой Полевой ходил в лёгком полупальто, без шапки. И вот в таком виде, с поникшим от холода носом он склонился к киоску и попросил спичек. Продавщица посмотрела на него, а было уже темновато, и говорит так не зло, а с сочувствием: «Ну что, старый дурак, и шапку пропил?».
В этом весь Полевой. Он не старался выглядеть классиком, мэтром, хотя к тому времени его книги были напечатаны миллионными тиражами, а сам он был Героем Социалистического Труда. Сам с удовольствием посмеивался над собой».
В скором времени в газете «Калининская правда» появилось интервью режиссёра, который рассказывал о будущих съёмках. Он поведал, что снимать будут в Затверечье, на Краснофлотской набережной, на площади Революции, на набережной Тьмаки. Вятич-Бережной утвердительно ответил на вопрос, будут ли калининцы участвовать в процессе:
«Прежде всего, мы думаем привлечь некоторых артистов Калининского драматического театра и Театра юного зрителя. В одной из массовых сцен – сцене казни патриотов-подпольщиков – будут участвовать около шестисот человек. Тут уж без активного участия жителей города нам никак не обойтись».
А вот удовлетворить любопытство журналиста, который хотел узнать, кто из артистов будет сниматься в картине, режиссёр не смог:
«Имеется ряд кандидатов на роль главной героини повести и фильма – доктора Веры Трешниковой. Сейчас идёт «конкурс» претенденток, производятся кинопробы».
В результате доктора Веру сыграла артистка Ирма Рауш, которая к тому времени уже носила фамилию Тарковская. Незадолго до этого она вышла замуж за режиссёра Андрея Тарковского. Кроме того, в фильме сыграли такие известные актеры, как Георгий Жжёнов, Николай Крючков, Нинель Мышкова, Виктор Коршунов.
И вот в середине марта 1967 года центр нашего города превратился в съёмочную площадку студии «Мосфильм». Главное действие развернулось на площади Революции, где на месте памятника Калинина появился макет церкви. Здесь, согласно сценарию, должны были снимать сцену казни подпольщиков. Весна в этом году была ранней, а действие фильма происходило зимой. Пришлось с окраин города и из леса везти машины снега и, как говориться у киношников, делать зиму.
В массовых сценах довелось поучаствовать и многим жителям города, которые для этого с чердаков и из чуланов достали старые тулупы и меховые шапки. Среди них был и журналист «Калининской правды» Валерий Бурилов. А мы, ученики средней школы №6, которая находилась совсем рядом, вместо уроков ходили вокруг съёмочной площадки. Виселицы, гестаповцы с автоматами, съёмочные камеры, – тут было не до учёбы.
И уже в середине января 1968 года в кинотеатре «Звезда» прошла премьера нового художественного фильма. В гости к первым зрителям приехала съёмочная группа, в которую входили режиссёр Вятич-Бережной, артист Юрий Киреев, а также исполнительница главной роли Ирина Тарковская. После показа фильма прямо на сцене её расцеловала Лидия Тихомирова.
Текст – Андрей Ульянов.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти