55 лет назад под Калинином начали снимать фильм «Подсолнухи»

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Страницы кинематографической истории Тверского края.

В окрестностях нашего города 15 января 1970 года киношники из Италии начали снимать художественный фильм «Подсолнухи». Режиссёром был Витторио де Сика, среди актёров – Марчелло Мастрояни, Софи Лорен, а также очень популярная после ленты «Война и мир» актриса и балерина Людмила Савельева. В массовых сценах фильма посчастливилось сняться и многим жителям нашего города. Портал Tverigrad.ru публикуеn отрывок из книги краеведа, журналиста Андрея Ульянова «Тверские страницы истории российского кино», рассказывающий о тех событиях.

«Подсолнухи» из Италии

Жители Калинина ещё не забыли съёмки художественного фильма «Доктор Вера», когда на площади Революции можно было увидеть виселицы, а на улицах встретить загримированных под фашистов актёров, как в гостиницу «Селигер» прибыла новая съёмочная группа. Интерес к ней был огромен – не так часто в нашу страну приезжали настоящие звёзды мирового кинематографа. И, конечно, знаменитый итальянский режиссёр Витторио де Сика, не менее известный актёр Марчелло Мастрояни, а также продюсер фильма Карло Понти, который был одновременно и мужем Софи Лорен, не могли не обратить на себя внимание и местной публики, и журналистов. Съёмки стартовали около села Городня.

Фильм о любви и мире

«Подсолнухи» – фильм о любви. По сюжету, роман между Антонио (Марчелло Мастрояни) и Джованной (Софи Лорен) развивается столь стремительно, что уже после нескольких встреч они решают пожениться. Тем более, что идёт война, а молодожёнам полагалась отсрочка от призыва. Увы, короткий отпуск, наполненный страстью, пролетел незаметно, а хитроумные попытки откосить от армии привели к тому, что молодой супруг попадает не в Африку, а на русский фронт, в снега и морозы бескрайней России.

При отступлении замерзающий, брошенный товарищами на произвол судьбы Антонио встречает русскую девушку Машу (Людмила Савельева). Она подбирает итальянского солдата, отогревает и влюбляется в него. И в скором времени она вытесняет из сердца Антонио итальянку Джованну. Итальянец остаётся в России, но Джованна не может смириться с потерянной любовью. Она отправляется вслед за возлюбленным… Съёмки фильма шли в Москве, Полтаве, Риме, Милане и, наконец, добрались до Городни. Именно там сняли сцены отступления итальянской армии, а также встречу Антонио и Маши.

Сожжённую деревню построили на волжском льду

Когда смотришь на экране сцены, снятые под Городнёй, то невольно охватывает озноб. Так и представляешь пронзительный ветер, нестерпимый холод и отчаяние солдат, которые понимают, что им уже не вернуться на Родину. На самом деле, погода во время съёмок была тёплая, хоть и шёл густой снег. Уже в первый день удалось снять отступление итальянских солдат, а также эпизод, где Антонио пытается войти в избу, набитую солдатами. Полуразрушенные, сожжённые дома построили прямо на льду Волги. Известно, что Витторио де Сика не слишком любил давать интервью. Однако корреспондентам «Калининской правды» и «Смены» всё-таки удалось задать ему несколько вопросов. Так Владимир Исаков, который в ту пору представлял «Смену», спросил, откуда возникло название фильма.

«”Подсолнухи”, по-моему, очень символическое название, – сказал Витторио де Сика. – В фильме есть такой эпизод: Джованна видит бесконечные русские поля, засеянные цветущими подсолнухами. Земля, пережившая столько трагедий, столько разрушений, столько смертей, возрождается к жизни. Там, где когда-то шли бои, где были могилы, цветёт подсолнух. В этом большая мудрость жизни и бессмысленность войны».

Заинтересовало журналиста и участие в картине актрисы Людмилы Савельевой.

«Я видел вашу очаровательную Людмилу Савельеву в «Войне и мире», и мне очень понравилась её манера игры. Она делает всё очень точно и очень тонко. Для актёра это важно. Ну а кроме того она действительно очаровательна, и надеюсь, это ещё раз увидят все, когда наш фильм появится на экранах».

В эпизодах – Дмитрий Званцев

Если Владимир Исаков ограничился беседой с Витторио де Сика, то корреспонденту «Калининской правды» пришлось непосредственно поучаствовать в съёмках фильма. Его фактура настолько понравилась режиссёру, что он пообещал дать интервью только после того, как Дмитрий Званцев сыграет одного из отступающих итальянских солдат. Эта задача была журналисту по плечу. Его отец был одним из лучших актёров Калининского драматического театра, да и сам он в молодости играл на любительской сцене. Что ж, нашему коллеге здесь можно только позавидовать, он смог увидеть мир кино изнутри.

«Для того, чтобы написать этот репортаж, мне пришлось стать итальянцем по имени Винченцо Оливетти, перенестись почти на 30 лет назад, голодать, замерзать в снежном безмолвии российских просторов и вообще заниматься вещами, не свойственными профессии журналиста», – вспоминал Дмитрий Званцев.

И действительно этот день выдался для корреспондента «Калининской правды» насыщенным на события: «Нас загоняют по пояс в снежную целину на Волге. Наша задача: по команде «пошли» бежать по направлению к сгоревшим избам. Бежать так, как могут бежать к человеческому жилью окостеневшие от стужи и полумёртвые от голода люди. И мы бежим по целине, падаем, задыхаемся. И тут – «Стоп!». И ещё – «Назад!» Будет новый дубль. И мы возвращаемся, бежим, возвращаемся, бежим… Нам нужно замерзать, а с нас катит пот в три ручья: на улице ноль градусов, оттепель».

Впрочем, такая участь была не только у местных статистов. Рядом с ними так же послушно выполнял команды режиссёра Марчелло Мастрояни.

«В Марчелло поражают его исключительная способность мгновенно входить в образ и добросовестность. Он всё делает сам (и как делает!), хотя на общих планах мог бы за него сниматься и дублёр. Но дублёр – архитектор Калининского «Облгражданпроекта» Геннадий Шилов – пока томится в машине. А Марчелло карабкается по сугробам, вместе с нами обливается потом, подмигивает нам, когда это можно».

И вот награда за нелёгкий труд. Вечером Дмитрий Званцев сидит в гостинице «Селигер» и беседует с одним из лучших режиссёров мирового кино. «Мы говорили о фильме. Почему Витторио де Сика выбрал именно этот сценарий, эту тему? Отвечает: потому что это – тема мира. Потому что у него было давнее желание поставить фильм об ужасах войны и человеческих судьбах, о необходимости мира, попытаться выразить вечные и большие истины через конкретную маленькую историю жизни нескольких людей. Ему хочется снять этот фильм так, чтобы люди ещё раз увидели бессмысленность войны, великое торжество жизни, возрождающейся из пепла».

Сняли – и на полку!

В Италии «Подсолнухи» пользовались огромным успехом, а в СССР фильм практически не показывали. И закончились его съёмки большим скандалом. Было вообще удивительно, что в СССР согласились снимать фильм на очень больную для итальянцев тему. В ту пору многие в Италии ещё ждали возвращения из России пленных солдат. Однако почти все итальянцы, попавшие в плен, умерли от голода и болезней. Советское правительство этого не признавало. Были даже уничтожены все кладбища итальянских военнопленных. В итоге в Италии верили, что пленные или остаются до сих пор в лагерях, либо решили жить в Советском Союзе.

Премьеру фильма «Подсолнухи» должны были организовать в Москве 8 марта, в Международный женский день. Ведь в фильме показана судьба двух женщин – итальянки Джованны и русской Маши. И тут в Италии прошла серия митингов, где от Советского Союза потребовали возвращения или пленных, или останков погибших на советской земле итальянцев. В фильме «Подсолнухи» есть сцена на итальянском кладбище на Украине. На самом деле таких кладбищ в Советском Союзе не было. Наше руководство могло попасть в двусмысленную ситуацию и поэтому потребовало, чтобы Витторио де Сика вырезал этот эпизод. Тот ответил отказом. В результате премьера фильма состоялась 13 марта в Риме. А скандал разрастался день ото дня.

Начальник идеологического управления КГБ Филипп Бобков писал в ЦК партии: «Авторы фильма «Подсолнухи» стремились показать преимущества западного образа жизни и отсутствие элементарной культуры у советских людей. В фильме тенденциозно подтверждаются измышления буржуазной пропаганды о том, что в СССР якобы существуют громадные кладбища итальянских солдат и до настоящего времени задерживается возращение на родину итальянских военнопленных». Не дремали и ультраправые организации в Италии, которые пригрозили советскому послу, что если военнопленные не будут отпущены, в разных странах Европы они уничтожат 20 советских дипломатов.

…А Витторио де Сика снимал фильм о любви, и о мире. Прекрасный фильм, который давно уже отбросил от себя всю эту шелуху. Фильм, который занял достойное место в истории кино и в истории нашего тверского края.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3
2
Telegramm Твериведение

КОММЕНТАРИИ 2

Для комментирования Вам необходимо .

zloychitatel

На первой картинке, скорее, подснежники. Будущие)

0
0
Felld

"Так и представляешь пронзительный ветер, нестерпимый холод и отчаяние солдат, которые понимают, что им уже не вернуться на Родину" А мы их сюда не звали. И кто к нам с чем и зачем - тот оттого и того. Местами-в особо извращенной форме. Но то такэ. Вы еще румынов и финнов пожалейте.

1
0