60 лет назад в Калинине начали снимать фильм «Живые и мёртвые»
Над ним работала киностудия «Мосфильм».
На тверской земле сняли несколько сотен фильмов. О многих из них рассказано в моей книге «Тверские станицы истории российского кино». Есть там глава о том, как в наших краях работали над фильмом «Живые и мёртвые».
«О живых и мёртвых – только правду!»
Именно так называлась статья, напечатанная в газете «Калининская правда», накануне выхода в 1964 году этого фильма на наши экраны. Её автором был известный журналист Дмитрий Званцев. Именно он и передаёт то чувство, с каким ждали появления «Живых и мёртвых» уже на закате той недолгой оттепели: «Этот фильм – трагический и радостный, жёсткий и лирический, поющий вечную славу и проклинающий. Этот фильм о сорок первом годе – самом трудном и горько-памятном времени в жизни нашей.
Он не только о войне, о поражениях и победах, о крови и победившей жизни. Он и о том, что до сих пор волнует, и ещё долго будет волновать нас – о лихолетье, отмеченном подозрительностью и неверием в человека. Этот фильм не только о трагедии начала войны, но и о причинах этой трагедии.
И мёртвые, и живые ждут, когда будет сказана вся правда – и только правда! – о них, о том времени, о том, как они сражались за неё и побеждали. И не только в бою, и не только с винтовкой в руках. Живые и мёртвые ждут этой правды от наших писателей, наших художников, наших кинематографистов».
Надо сказать, что Константин Симонов и вслед за ним Александр Столпер старались сказать эту столь необходимую в то время правду. Может быть, не все получилось. Винить их нельзя. Всю правду по поводу Великой Отечественной войны не сказали ещё до сих пор.
«На моей фамилии вся Россия держится!»
Фильм «Живые и мёртвые» в середине 60-х годов просто не мог пройти незамеченным. Тем более, что Александр Столпер снял по тем времена очень жестокую и правдивую картину. Страх, боль, невзгоды, страдания военного времени прошли перед зрителями. Это и сделало «Живых и мёртвых» классикой военного жанра. В фильме нет музыки, нет песен. Порой кажется, что он не художественный, а документальный.
Первые дни войны. Отступление, неразбериха, И люди со всеми их достоинствами и недостатками. Близость смерти проверяет их до дна, открывает даже то, о чём человек мог раньше не подозревать. И навсегда в памяти тех, кто смотрел этот фильм, осталась фраза капитана Иванова, которого сыграл Олег Ефремов: «Фамилия? Что, жаловаться хочешь? На моей фамилии вся Россия держится!». В фильме «Живые и мёртвые» сыграли многие известнейшие артисты. Это Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Олег Ефремов, Евгений Самойлов, Борис Чирков, Римма Маркова, Михаил Ульянов, Михаил Глузский, Олег Табаков. И ни для одного из них участие в этой картине не стало творческой неудачей.
Сражения на полях колхоза «Комсомолец»
Фильм «Живые и мёртвые» – это не только одна из лучших картин о Великой Отечественной войне. Это также ещё одна страница нашей тверской кинолетописи. Более 3 месяцев съёмочная группа Александра Столпера работала в Калининской области. А через несколько дней после того, как кинематографисты уехали в Москву, в редакцию «Калининской правды» пришёл директор этой картины Марк Шадур. Он принёс огромный список организаций и просто частных лиц, которые помогли создателям этого фильма: «Мы хотели бы выразить им самую сердечную благодарность за товарищескую поддержку и словом, и советом, и делом». Сотрудники газеты спросили его, какую, к примеру, помощь оказал председатель колхоза «Комсомолец».
– Сергей Константинович Ильин? Это очень большой энтузиаст кино. На территории колхоза мы 1,5 месяца воспроизводили эпизоды боев: выкопали траншеи, создали всякие завалы… Люди во всем шли нам на встречу. Очень много горя принесла война колхозникам этих деревень, где шли съёмки, очень у них все свежо в памяти. Каждая указанная в списке организация оказала нам неоценимую помощь. В Калинине мы снимали объект «Могилёв-Товарный», это железнодорожная станция в первые дни войны. На экранах вы увидите горящие вагоны, разрушенную после бомбёжки станцию, всюду хлам, густой дым. Всё это было воспроизведено на калининской хлебобазе. В районе пивзавода мы сняли эвакуацию типографии. Рулоны бумаги, гранки, краски, старые газеты – всё это дала нам областная типография. На Старицком и Бежецком шоссе мы снимали колонны отступающих солдат Красной Армии. В часы съёмок на дороге должна была двигаться только техника военных лет. Современная машина в объективе киноаппарата – это испорченный кадр. Областное управление общественного порядка обеспечило регулировку движения на шоссе так, как этого требовала объективность кино. Всего в создании фильма «Живые и мёртвые» принимало участие около 20 различных предприятий, учреждений, организаций Калининской области, – ответил Марк Шадур.
Главные гости кинопремьеры
И неудивительно, что одними из первых фильм «Живые и мёртвые» увидели наши земляки. Главными гостями на этой кинопремьере в кинотеатре «Звезда» стали воины калининского гарнизона. Впрочем, гостями их назвать было сложно. Они были непосредственными участниками этого фильма, его соавторами.
Именно они шли во время съёмок в атаку, переживали горечь отступления. Эти молодые солдаты в годы войны только успели появиться на свет. Они выросли в разорённых городах, в сожжённых деревушках, у многих детские годы прошли в эвакуации. Их отцы воевали с врагом, многие не вернулись с фронта. Так что и отношение к войне у этих ребят было совершенно особое, и сражались они во время съёмок порой, как в самом настоящем бою.
И выступая перед сеансом, авторы фильма сказали: «Когда-нибудь будет написана целая книга под названием «Участие Вооружённых Сил в развитии советского киноискусства». У нас не было бы ни «Броненосца “Потёмкина”», ни «Александра Невского», ни «Оптимистической трагедии», ни «Живых и мёртвых», если бы армия и флот не помогали бы киностудиям в съёмках сложных батальных сцен. Так что успех нашего фильма – ваш успех».
И вот на экране самые трудные месяцы войны – кровопролитные сражения, отступление. 100, 90, 80, 70, 60 – мелькают цифры на дорожных столбах. Столько километров остаётся до Москвы. И дальше отступать нельзя!
А затем была встреча с артистами, которых представлять не пришлось. Зал восторженно встретил Олега Ефремова, Олега Табакова, Людмилу Крылову и Людмилу Любимову.
– Нам было очень интересно работать над этим фильмом, – сказал Олег Табаков, который сыграл лейтенанта Крутикова. – Драматургия Симонова – богатый жизненный материал. Хорошими и смелыми, на наш взгляд, получились массовые сцены, ваши сцены. В фильме некоторые из нас погибают, некоторые остаются живыми. Чудом уцелела докторша Таня. Играет её моя жена, актриса Людмила Крылова. Её героиня остаётся жить дальше. Сейчас Симонов работает над романом «Солдатами не рождаются». В нём докторша Таня становится главным действующим лицом.
Олег Ефремов отметил главное достоинство картины – её народность.
Прощались Олег Ефремов и Олег Табаков с нашими зрителями, с воинами калининского гарнизона ненадолго:
«Скоро приедем к вам солдатами русской армии начала ХIХ века. В Калининской области будет происходить часть съёмок эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Ефремов в ней играет Долохова, Табаков – Николая Ростова».
И действительно, уже в этом 1964 году воины калининского гарнизона переоделись в костюмы русской и французской армии и сошлись в рукопашной схватке на берегу Волги между Кокошками и Хвастовым. А главнокомандующим и той, и другой армий был режиссёр Сергей Бондарчук. Мне удалось быть свидетелем этих съёмок.
Награды фильма «Живые и мёртвые»:
- 1964 год – приз «Хрустальный глобус» на МКФ в Карловых Варах;
- 1964 год – диплом отличия на «Фестивале фестивалей» на МКФ в Акапулько;
- 1964 год – главный приз по разделу художественных фильмов на ВКХ;
- 1964 год – приз Министерства Обороны СССР на ВКХ;
- 1966 год – Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (Александр Столпер);
- 1966 год – Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (Анатолий Папанов);
Текст – Андрей Ульянов.
Возрастное ограничение – «12+».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти