7 июня. Люди и события, связанные с вкладом Тверского края в Великую Победу
День за днем мы следим, какие сражения выпали на долю наших солдат в разные годы войны, в том числе на территории современной Тверской области. А также как эта дата связана с нашим краем в преломлении тех военных дней.
7 июня 1921 года в городе Кувшиново родился Герой Советского Союза Игорь Ефремович Кустов. Он окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, когда уже началась Великая Отечественная война.
В декабре 1941 года наш земляк прибыл в действующую армию. Свой боевой путь летчик-истребитель начал на родной верхневолжской земле. К декабрю 1942 года Игорь Кустов провёл свыше 50 воздушных боёв. И вот летчика, которому только-только исполнилось 20 лет, представили к званию Героя Советского Союза. 30 января 1943 года наш земляк получает Золотую Звезду и орден Ленина.
К концу 1943 года у Ивана Кустова было уже более 200 боевых вылетов, он сбил около тридцати самолетов противника. 22 декабря он должен был перегнать новый самолет в свою часть. Был сильный туман. Земля совсем пропала из вида. Самолет Ивана Кустова врезался в землю.
О Герое Советского Союза помнят в тех край, откуда он родом. На здании школы в Кувшинове установлена мемориальная доска.
7 июня 1942 года в Севастополе вражеская пехота под прикрытием артиллерийского огня и ударов авиации в сопровождении танков перешла в наступление. Главный удар противник, как и в декабре 1941 года, наносил в направлении восточной оконечности Северной бухты, а вспомогательный — из района Камары через Сапун-Гору на юго-восточную окраину Севастополя. Немецкое командование рассчитывало этими ударами, наносимыми по сходящимся направлениям, расчленить войска Севастопольского оборонительного района и затем окружить и уничтожить их по частям.
7 июня 1943 года Совинформбюро сообщило: «На Северо-Кавказском фронте на земле и в воздухе продолжались упорные бои. Но все попытки прорвать оборону противника северо-восточнее Новороссийска не имели успеха. Вступивший в командование фронтом генерал-полковник И. Е. Петров решил прекратить эти безрезультатные атаки, закрепиться на достигнутых рубежах и подготовиться к решающим боям по прорыву Голубой линии врага и уничтожению его на Таманском полуострове. Ставка утвердила это решение и приказала: «Впредь до особых указаний Ставки от активных наступательных действий на участках 37, 56 и 18 армий следует воздержаться. На всем фронте перейти к прочной обороне на занимаемых рубежах, пополнить войска, привести их в порядок и иметь резервы. Разрешается вести частные активные действия на отдельных участках, только для улучшения своего оборонительного положения. Особое внимание обратить на безусловное удержание за собой плацдарма в районе Мысхако».
7 июня 1943 года после полуночи в небе над Автозаводским районом Горького (Нижний Новгород) вновь вспыхнули осветительные бомбы. Стало понятно, что основным объектом атаки немецких бомбардировщиков 1-й авиационной дивизии опять станет Горьковский автозавод. Самолёты шли на цель с трех направлений, заходя с севера, запада и юга. Первыми наносили удар пикирующие бомбардировщики Ю-88, затем с горизонтального полёта вываливали свой смертоносный груз «Хейнкели».
На этот раз основной удар пришелся по механическим, прессовым и инструментальным цехам, расположенным в северной части автозавода. Сильной бомбёжке подвергся инструментально-штамповальный корпус.
Всего же во время третьего массированного налета на Горький (Нижний Новгород) были сброшены 242 тонн бомб всех калибров. В результате бомбёжки в Автозаводском районе пострадали 232 человека, из них 73 погибли.
7 июня 1943 года Совинформбюро сообщило: «Партизанский отряд, действующий в одном из районов Калининской области, за последние дни разгромил два немецких гарнизона и уничтожил более 100 гитлеровцев. Групповым огнем партизаны сбили немецкий самолет «Юнкерс-88». Подрывники этого же отряда пустили под откос два немецких воинских эшелона. Другой отряд калининских партизан пустил под откос поезд с войсками противника. Под обломками вагонов погибло большое число немецких солдат и офицеров».
7 июня 1943 года колхозники сельхозартели «Победители» Сандовского района обратились к колхозникам области с призывом оказать братскую помощь освобожденным колхозам.
7 июня 1967 года Герой Советского Союза Арсений Иванович Морозов приказом министра обороны СССР был навечно зачислен в списки соей воинской части – 149-го истребительного Померанского Краснознаменного авиационного полка.
Он родился в деревне Слободка Калининского района Тверской области. Здесь он окончил школу, поступил в Калинине в фабрично-заводское училище имени Плеханова. Работал на прядильной фабрике и одновременно занимался в аэроклубе, откуда вышло немало известных летчиков.
Началась война, и уже в октябре 1941 года он – на фронте. Был летчиком, заместителем командира эскадрильи. Во время освобождения Белоруссии на подступах к городу Кобрину на пути наших войск оказалась укрепленная немецкая полоса. Фашисты оказывали упорное сопротивление. Нужны были данные разведки, и Морозов отправился в полет. Он выполнил задание, результаты сообщил по рации. Возвращаясь на аэродром, Морозов увидел, как вражеские штурмовики бомбили передний край советских войск.
Летчик бросился в неравную схватку. Он сумел подбить один самолет врага, другой и в этот момент потерял управление и стремительно понесся к земле. Местный житель нашел его самолет, который упал в чащу леса, забрал документы летчика и похоронил его. Позднее Арсений Морозов был перезахоронен в городе Кобрине на центральной площади. Его именем в этом городе назван парк.
7 июня 2011 года звание Почетного гражданина Твери присвоено Спартаку Андреевичу Сычеву. Он окончил школу в 1941 году и стал курсантом Ленинградского артиллерийского технического училища. Уже в начале января 1942 года Сычеву присваивают звание воентехника 2 ранга. В скором времени он уже воюет с врагом.
Сычев сражался подо Ржевом, на Курской дуге. Был тяжело ранен. После войны Спартак Андреевич окончил военно-юридическую академию. В 1973 году он приехал в Калинин, где стал военным прокурором местного гарнизона. Затем преподавал в Тверском университете, работал начальником юридического отдела на вагоностроительном заводе.
7 июня 2011 года звание Почетного гражданина Твери присвоено Клавдии Ивановне Тяпиной. Он родилась в Кимрском районе, в деревне Подберезье. Здесь окончила семилетку и отправилась в город Калинин, который был в ту пору текстильным центром. Училась в фабрично-заводском училище имени Плеханова и одновременно работала ткачихой на фабрике.
В марте 1942 года в райкоме комсомола собрали молодежь и спросили, кто готов отравиться в тыл врага, в партизанский отряд. Среди тех, кто сказал «да», была и Клавдия Тяпина.
В скором времени она оказалась под Торопцем. Партизанский отряд назывался «За родную землю». Клавдия стала разведчицей. Рейды в тыл врага, откуда она возвращалась с ценными сведениями, подрыв вражеских эшелонов. Только за два летних месяца 1942 года ее бригада пустила под откос восемь железнодорожных эшелонов, взорвала два шоссейных моста, уничтожила около двух с половиной тысяч немецких солдат и офицеров. Здесь же среди партизан она встретила и своего будущего мужа Филиппа Тяпина, с которым ей предстоит прожить долгие годы.
На протяжении многих лет Клавдия Ивановна Тяпина возглавляла областной Совет калиниских партизан.
Источники: материалы интернет-сайта «Википедия», материалы тверских историков, краеведов и журналистов, посвященные истории Великой Отечественной войны
О других датах, событиях и людях, связанных с вкладом Тверского края в Великую Победу, читайте здесь.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти