№ 7. Митрополит Спиридон-Савва по прозвищу Сатана (1410-е годы - 1503 или 1505)
Русь в Европе никому не уступит.
Разные источники называют разные годы жизни этого человека. Одни говорят, что он родился в 1410 году, другие утверждают, что это случилось лишь в 1420 году. Однако все эти источники местом его рождения называют Тверь. Предполагают, что он вышел из семьи священника. Этому человеку довелось поездить по миру. Его ценили и короли, и великие князья. Он был даже пожалован в митрополиты Киевские, Галицкие и всея Руси.
Уровень его интеллекта и образования говорит о том, что Тверь в ХV веке была заметным культурным центром. Кроме всего прочего Спиридон был хорошим спорщиком. Говорят, что за это он и получил прозвище Сатана. Так его называли те, кто уступал ему в споре. Правда, есть версия, что так его стали именовать после того, как он стал митрополитом Киевским. Некоторые из его оппонентов считали, что это случилось «по мзде».
Приняв монашество, Спиридон-Савва уехал в Литву, где большинство населения было в ту пору православным. В скором времени его вызвал к себе в Константинополь патриарх Рафаил и произвел в митрополиты «на Киев и всю Русь». В 70-е годы XV века шла ожесточенная борьба за митрополию «всея Руси» между московским и литовским митрополитами. И назначение Спиридона не вызвало восторга ни в Москве, ни в Литве. По всей видимости, в Москве его опасались, как представителя политических сил Твери. Московские власти запретили Спиридону вступать во всякое общение с тверским епископом. В «утвержденной» грамоте епископа Вассиана, получившего Тверскую кафедру в 1477 году, специально сообщается о Спиридоне: «А к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшаго во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков, от поганаго царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединенна ми с ним не имети никакова».
В Литве Спиридон оказался в заточении. Великий князь литовский Казимир IV прочил на это место смоленского митрополита Мисаила. В летописях Софийской и Львовской под 1482 годом рассказано о безуспешной попытке Спиридона прибегнуть к помощи Ивана III. И все-таки, как считают некоторые историки, Иван III решил воспользоваться услугами Спиридона-Саввы. Великий князь как раз пытался в это время подчинить Церковь государству и надеялся здесь на помощь нашего земляка. Спиридон-Савва сумел вырваться из литовского заточения и приехал в Москву. Однако помочь Ивану III он так и не смог. Тогда его отправили в Ферапонтов монастырь. Трудно сегодня сказать, было это ссылкой или нет. Ферапонтов монастырь был в то время крупным культурным центром с превосходной библиотекой, опытными переписчиками книг. Именно здесь развернулись литературные таланты Спиридона-Саввы. Он пишет такие трактаты, как «Изложение о православной нашей вере», «Житие Зосимы и Савватия», «Послание».
Особенный интерес заслуживает последний его труд. Как раз в это время из ряда разрозненных княжеств возникает Московское государство. И великому князю Василию III хотелось войти в семью европейских держав на равных. Спиридон-Савва в начале «Послания» дает масштабную картину европейской цивилизации. Одной из главных его задач было доказать первородство русских князей перед литовскими. Он выводит род литовских князей от конюха Гедеминика, который служил тверскому князю Александру Михайловичу. Таким образом, русские князья имели, по мнению Спиридона-Саввы, бесспорное право за литовские земли.
Он также рассказывает о том, как венчали Владимира Мономаха «царским венцом», в результате чего он стал «боговенчанным царем великой Руси». Спиридон-Савва пишет, что великий князь Василий III находится в прямом родстве с Мономахом. Вывод простой: значит, и он достоин царского венца. Правда, Василий III так и не решился на эту процедуру. Однако его сын Иван IV венчался на царство. Этот труд Спиридона-Саввы дал Москве идеологическое обоснование как минимум на равное положение среди остальных европейских государств. Надо сказать, что этот труд Спиридон-Савва закончил, когда ему было ни много ни мало – 91 год.
На основе этого «Послания» вскоре был создано «Сказание о князьях Владимирских». Многое из того, о чем писал Спиридон-Савва в своем «Послании», мы затем находим в русских летописях более позднего периода. Умер Спиридон-Савва в Ферапонтовом монастыре. Дату его смерти разные источники называют по-разному. К сожалению, источники, рассказывающие о средневековой Твери, крайне скудны. Однако имя нашего земляка со столь необычной биографией они до нас донесли.
Литература:
Ершов Б.А., Финкельштейн Б.В. Тверь и тверитяне. – Студия-С, 2005.
Фотофакт
Спиридон-Савва покоится в Ферапонтовом монастыре, который находится неподалеку от Вологды. До сих пор историки не знают, был этот монастырь местом ссылки опального митрополита или он находился в нем добровольно.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти