75 лет назад выпустили первый тверской экскаватор на пневмоколёсном ходу
Путь к успеху.
Решение о постройке экскаваторного завода советское правительство приняло ещё в 1938 году. Но планы спутала война. Создание предприятия возобновили в октябре 1943 года.
Сначала на Калининском (раньше Тверь называлась Калинином. – Ред.) экскаваторном заводе планировали производить землеройные машины на гусеничном ходу, однако жизнь внесла свои коррективы. И, в конце концов, решили освоить выпуск новой модели экскаватора «Э-255», которую разработал лауреат Сталинской премии Александр Ребров. Эта модификация машины отличалась высокой скоростью и большей производительностью. Путь к первому экскаватору был непростым.
Шла Великая Отечественная война. Калинин восстанавливался после оккупации. В городе были разрушены жилые дома, школы, фабрики и заводы. Мужчины ушли на фронт, и многое легло на плечи женщин, стариков и подростков. Им пришлось создавать и возрождать заводы и фабрики, пускать в строй новые промышленные предприятия, которые так нужны были в ту пору.
Для работы на ремонтно-механическом заводе приехали девушки из районов Калининской области, а также из других регионов Советского Союза. Жили прямо в цехе, где ещё не было крыши, работали с утра до ночи… Сегодня нам уже трудно представить, с какими трудностями им пришлось столкнуться. И всё-таки завод заработал. Здесь начали выпускать запчасти для строительных механизмов, инструменты, узлы и детали для экскаваторов. Однако главная цель была одна – наладить выпуск калининского экскаватора. К этому шли семь лет. И вот в октябре 1949 года на предприятии, которое в ту пору уже переименовали в Калининский экскаваторный завод, выпустили первый экскаватор «Э-255».
В 1950 году выпустили всего 26 экскаваторов, но завод быстро набирал обороты. В 1951 году здесь собрали 153 новых машины, в 1952-м – 202. И вот уже в сентябре 1954 года Калининский экскаваторный завод справляет свой первый скромный юбилей – из его ворот выходит тысячный экскаватор.
О том, как шла работа на экскаваторном заводе, рассказывает хроника.
Пройдёт не так уж много времени, и калининские экскаваторы появятся во многих странах. Их можно будет увидеть и в Европе, и в Африке, и в Латинской Америке. А первые экскаваторы, сделанные в Калинине, оценила финская делегация. В 1955 году наш город налаживал дружеские отношения с финским городом Хямеэнлинна, и, конечно же, гостей из Финляндии привезли на экскаваторный завод.
КОММЕНТАРИИ 0 Войти