95 лет назад в Твери прошла премьера художественного фильма «Мать»
Всё начиналось с фильма «Мать».
Первым открыл Тверской край для советского кинематографа режиссёр Всеволод Пудовкин. В 1926 году со съёмочной группой студии «Межрабпом-Русь» он приезжает в Тверь. Идут съёмки фильма «Мать», которому суждено стать шедевром советского и мирового экрана.
Немаловажным вопросом для Всеволода Пудовкина было место съёмок картины. В фильме предполагались массовые народные сцены. И режиссёру нужна была массовка, которая не по рассказам знала, что такое сходки, демонстрации, казаки, разгоняющие рабочих.
Жители Твери могли не только посмотреть, как снимается кино, но и принять в процессе самое деятельное участие. 9 февраля 1926 года газета «Тверская правда» оповестила, что на Советской площади будет массовая съёмка, в которой будут участвовать 3 тысячи человек. В первую очередь это коснулось тверского кавалерийского гарнизона. Конная полиция, разгоняющая демонстрантов, – это тверские кавалеристы. Да и сами жители города, многие из которых до революции участвовали в далеко не кинематографических стачках и демонстрациях, охотно снимались в массовых сценах фильма. Причём совершенно бесплатно. Денег за участие в «массовке» в то время не платили.
Чуть позднее газета рассказала, что в городе на Соборной и Сенной площадях, на Советской улице проходит съёмка натуры кинофильма «Мать». Одним из героев фильма стал Волжский мост, который в ту пору ещё не называли Старым, поскольку Нового моста тогда не было. Сцена, в которой конная полиция проезжает по этому мосту, стала одной из наиболее впечатляющих в фильме.
А заканчивается фильм сценой ледохода и демонстрации. Это было единое, неудержимое движение к свободе. В отличие от повести Горького, в фильме гибнет и сам Павел Власов, и его мать. Павел бежит из тюрьмы, присоединяется к митингующей толпе, где и находит свою мать. Конная полиция разгоняет демонстрацию. В перестрелке Павел умирает на руках матери. Потеряв сына, она берёт в руки красное знамя и с гордо поднятой головой погибает под копытами жандармских коней.
Известнейший итальянский режиссёр Лукино Висконти сказал об этом фильме так: «Совершенно ясно, что такие произведения… представляют огромные оси, вокруг которых продолжает вращаться реализм в кино».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти