АЛЕКСЕЙ ЗИНАТУЛИН: "В основе театра лежит слово"
Алексей Зинатулин – экономист, он каждый день вбивает в головы студентам экономическую теорию. Алексей Зинатулин – философ, он может превратить в творчество даже самый муторный, занудный процесс. Алексей Зинатулин – фантазер, который, погружаясь в мир книг и персонажей, путешествует по причудливым сюжетам. Алексей Зинатулин – актер, он несколько раз в месяц представляет зрителям все новые вариации своих мыслей: о жизни, смерти, искусстве и любви.
Алексей Зинатулин – любитель. В смысле не профессионал. Он человек, который занимается творчеством по любви. И это уже больше, чем хобби, поскольку Алексей дарит свою любовь другим.
В библиотеке имени Горького седьмой год проходят спектакли преподавателя экономической теории Зинатулина. Он меняет жанры и образы, представляя то чтецкие моноспектакли, то постановки студии «Знаки Сезонников», в которых Зинатулин выступает не только как актер, но и как художник и режиссер. Новый сезон Алексей открыл литературным концертом по роману современного автора Майкла Каннингема. Мне, зрителю, пришедшему на его постановку впервые, такой жанр показался знакомым. Типичный Гришковец: тот же минимум декораций, приятная фоновая музыка и слова, слова, слова…
Алексей плавает в море слов без спасательного круга, он в волнах бушующих предложений чувствует себя как рыба в воде. На сцене один, однако необходимость в помпезных декорациях пропадает сама собой. Обволакивая фразами, рассказчик зовет в другой, удивительный мир, придуманный автором книги. Зинатулину известен каждый поворот, и, подчиняясь голосу, зритель вместе с чтецом путешествует по старому кварталу Нью-Йорка… Вот вам и экономист! Как в одном человеке могут уживаться артист и экономист, рассказал сам Алексей.
– Я с детства увлекался жанром моноспектакля, – вспоминает Зинатулин. – То, что я делал, вполне можно назвать своеобразным домашним театром.
– Почему же тогда не стали поступать в театральный институт, а решили стать экономистом?
– Во-первых, не экономистом, а ученым. Я занимаюсь теорией экономики. Да, на первый взгляд кажется, что экономическая теория и театр находятся в двух совершенно разных пространствах, но если посмотреть на корни, то у теории и театра корень один. У древних греков само слово «театр» означает «смотреть, видеть». Понять – значит увидеть своими глазами. Театр и экономическая теория дают возможность видеть нашу жизнь с разных сторон. Это стремление понять жизнь с помощью и науки, и искусства. Средствами логики и образа.
– При этом, согласитесь, экономика в современном театре занимает далеко не последнее место.
– Думаю, что если бы моя театральная деятельность была поставлена на экономические, а точнее коммерческие рельсы, то больше времени и сил уходило бы на организацию, соответственно меньше времени было бы на творчество само по себе, на поиск. Волонтерское начало дает возможность заниматься творчеством, во-первых, когда ты захочешь, а во-вторых, идти в любую сторону, искать разные способы перевоплощения.
– Алексей, как вы находите произведения для своих спектаклей?
– Я страстный читатель. Когда читаю произведение, пропускаю его через специальный «фильтр». Я сразу представляю возможности пересказать историю театральным языком, сделать постановку. Причем время между идеей и ее воплощением бывает довольно долгим. Можно загореться и потом возвращаться к этой идее еще несколько лет, пока образ спектакля не родится окончательно.
– Так было и с романом Майкла Каннингема «Избранные дни»?
– Да, Майкл Каннингем – один из моих любимых современных авторов. Всегда хотел сделать постановку по его произведениям. А потом, осенняя пора для студии «Знаки Сезонников» – это традиционное время путешествий по современной прозе. В прошлом году мы путешествовали по Германии, поставив спектакли по произведениям трех немецких авторов. А в этом году будет Нью-Йорк. Это просветительский проект, в котором мы открываем тверским читателям мир современной литературы.
– Кто ваш основной зритель?
– Разные люди: от завсегдатаев библиотеки до тех, кто зашел случайно, а остался надолго.
– Что для вас значит театр?
– Для меня это инструмент познания мира, способ общения с людьми и… развлечение, возможность как-то особенно провести время.
– Развлечение? Есть мнение, что театр – это тяжелый труд. В том числе и системы Станиславского, Чехова…
– Это необходимо знать и при необходимости использовать. Но сам Станиславский говорил, что на самом деле никаких систем не существует. Есть одна органическая природа творчества. Поэтому форма постановки всегда должна быть адекватна материалу, с которым ты работаешь. Иногда возникает потребность обратиться к приемам великих мастеров. Для меня в основе театра лежит СЛОВО. А его потенциал – смысловой, энергетический, интонационный – неисчерпаем!
– Реквизита у вас немного, практически нет декораций – это специальная задумка?
– Трудности, как известно, будят фантазию. Все, что мы делаем здесь, происходит на волонтерских началах. Мы, конечно, привлекаем художников, хореографов, но они также работают в проектах бесплатно, из «любви к искусству». Ты можешь попробовать что-то экспериментально новое, испытать себя. Это тот же взаимообмен, но не через деньги.
– Какие личности в современном театральном искусстве вам близки?
– Мне нравятся Московский ТЮЗ, актриса Алла Демидова, режиссер Адольф Шапиро.
– А в тверские театры ходите?
– Когда что-то интересное, то конечно. Во времена Ларисы Леляновой, мне кажется, весь город ходил в ТЮЗ, она умела «заражать» театром. Сейчас есть разовые интересные вспышки, такие как «Ревизор» или «Мыши и люди». Причем эти вещи скорее будоражат, чем радуют. Я все-таки чаще хожу в филармонию.
– Музыкой увлекаетесь?
– Тут дело не столько в музыке, сколько в общении. На уровне энергетики. Это живые эмоции, и я прихожу за ними. Это ощущение зала, звук, свет… Чтобы дух захватывало. Я иду за атмосферой.
– Вы спокойно относитесь к злопыхателям? Ведь театр – это всегда сплетение интриг.
– Поэтому у меня монотеатр, у меня интриг нет. Я не могу работать на сопротивление. Мне нужна отдача, взаимопонимание.
– Алексей, как к вашему увлечению относятся коллеги?
– С уважением. Кафедра экономической теории сохраняет традиции старой профессуры. Здесь живет дух глубокой интеллектуальной жизни, который не ограничивается только работой со студентами или научными проектами.
Многие коллеги любят литературу и театр, иногда приходят и ко мне в студию.
В октябре состоится итальянский вечер, посвященный памяти профессора нашей кафедры Владимира Анатольевича Кунтыша. Это приношение научному, педагогическому и человеческому таланту удивительного интеллектуала и ученого.
– Алексей, вы считаете себя востребованным и успешным?
– Смотря что понимать под этим определением. Можно собирать стадионы и быть пустышкой, а если в тебе нуждается хоть один человек в зрительном зале – это уже успех. Вообще я считаю, что успешность можно оценивать по трем категориям: суд над самим собой, социальная оценка (деньги, наполняемость зала, господдержка), оценка экспертов.
– Какая у вас оценка?
– Каждая работа оценивается по-разному.
– Без чего невозможно творчество?
– Без любви. Это может быть интересно, здорово, но если нет любви, не стоит этим заниматься. Должна быть точная убежденность в том, что ты делаешь.
КОММЕНТАРИИ 3 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
он очень клевый!
Преподавал он у меня, исключительный человек
Знакома с Алексеем). Большой молодец конечно!) В свое время стал для меня радостным открытием, что в Твери возможно что-то такое искреннее и удивительное!