АЛЕКСЕЙ ЗИНАТУЛИН: "В основе театра лежит слово"
Алексей Зинатулин — экономист, он каждый день вбивает в головы студентам экономическую теорию. Алексей Зинатулин — философ, он может превратить в творчество даже самый муторный, занудный процесс. Алексей Зинатулин — фантазер, который, погружаясь в мир книг и персонажей, путешествует по причудливым сюжетам. Алексей Зинатулин — актер, он несколько раз в месяц представляет зрителям все новые вариации своих мыслей: о жизни, смерти, искусстве и любви.
Алексей Зинатулин — любитель. В смысле не профессионал. Он человек, который занимается творчеством по любви. И это уже больше, чем хобби, поскольку Алексей дарит свою любовь другим.
В библиотеке имени Горького седьмой год проходят спектакли преподавателя экономической теории Зинатулина. Он меняет жанры и образы, представляя то чтецкие моноспектакли, то постановки студии «Знаки Сезонников», в которых Зинатулин выступает не только как актер, но и как художник и режиссер. Новый сезон Алексей открыл литературным концертом по роману современного автора Майкла Каннингема. Мне, зрителю, пришедшему на его постановку впервые, такой жанр показался знакомым. Типичный Гришковец: тот же минимум декораций, приятная фоновая музыка и слова, слова, слова…
Алексей плавает в море слов без спасательного круга, он в волнах бушующих предложений чувствует себя как рыба в воде. На сцене один, однако необходимость в помпезных декорациях пропадает сама собой. Обволакивая фразами, рассказчик зовет в другой, удивительный мир, придуманный автором книги. Зинатулину известен каждый поворот, и, подчиняясь голосу, зритель вместе с чтецом путешествует по старому кварталу Нью-Йорка… Вот вам и экономист! Как в одном человеке могут уживаться артист и экономист, рассказал сам Алексей.
— Я с детства увлекался жанром моноспектакля, — вспоминает Зинатулин. — То, что я делал, вполне можно назвать своеобразным домашним театром.
— Почему же тогда не стали поступать в театральный институт, а решили стать экономистом?
— Во-первых, не экономистом, а ученым. Я занимаюсь теорией экономики. Да, на первый взгляд кажется, что экономическая теория и театр находятся в двух совершенно разных пространствах, но если посмотреть на корни, то у теории и театра корень один. У древних греков само слово «театр» означает «смотреть, видеть». Понять — значит увидеть своими глазами. Театр и экономическая теория дают возможность видеть нашу жизнь с разных сторон. Это стремление понять жизнь с помощью и науки, и искусства. Средствами логики и образа.
— При этом, согласитесь, экономика в современном театре занимает далеко не последнее место.
— Думаю, что если бы моя театральная деятельность была поставлена на экономические, а точнее коммерческие рельсы, то больше времени и сил уходило бы на организацию, соответственно меньше времени было бы на творчество само по себе, на поиск. Волонтерское начало дает возможность заниматься творчеством, во-первых, когда ты захочешь, а во-вторых, идти в любую сторону, искать разные способы перевоплощения.
— Алексей, как вы находите произведения для своих спектаклей?
— Я страстный читатель. Когда читаю произведение, пропускаю его через специальный «фильтр». Я сразу представляю возможности пересказать историю театральным языком, сделать постановку. Причем время между идеей и ее воплощением бывает довольно долгим. Можно загореться и потом возвращаться к этой идее еще несколько лет, пока образ спектакля не родится окончательно.
— Так было и с романом Майкла Каннингема «Избранные дни»?
— Да, Майкл Каннингем — один из моих любимых современных авторов. Всегда хотел сделать постановку по его произведениям. А потом, осенняя пора для студии «Знаки Сезонников» — это традиционное время путешествий по современной прозе. В прошлом году мы путешествовали по Германии, поставив спектакли по произведениям трех немецких авторов. А в этом году будет Нью-Йорк. Это просветительский проект, в котором мы открываем тверским читателям мир современной литературы.
— Кто ваш основной зритель?
— Разные люди: от завсегдатаев библиотеки до тех, кто зашел случайно, а остался надолго.
— Что для вас значит театр?
— Для меня это инструмент познания мира, способ общения с людьми и… развлечение, возможность как-то особенно провести время.
— Развлечение? Есть мнение, что театр — это тяжелый труд. В том числе и системы Станиславского, Чехова…
— Это необходимо знать и при необходимости использовать. Но сам Станиславский говорил, что на самом деле никаких систем не существует. Есть одна органическая природа творчества. Поэтому форма постановки всегда должна быть адекватна материалу, с которым ты работаешь. Иногда возникает потребность обратиться к приемам великих мастеров. Для меня в основе театра лежит СЛОВО. А его потенциал — смысловой, энергетический, интонационный — неисчерпаем!
— Реквизита у вас немного, практически нет декораций — это специальная задумка?
— Трудности, как известно, будят фантазию. Все, что мы делаем здесь, происходит на волонтерских началах. Мы, конечно, привлекаем художников, хореографов, но они также работают в проектах бесплатно, из «любви к искусству». Ты можешь попробовать что-то экспериментально новое, испытать себя. Это тот же взаимообмен, но не через деньги.
— Какие личности в современном театральном искусстве вам близки?
— Мне нравятся Московский ТЮЗ, актриса Алла Демидова, режиссер Адольф Шапиро.
– А в тверские театры ходите?
– Когда что-то интересное, то конечно. Во времена Ларисы Леляновой, мне кажется, весь город ходил в ТЮЗ, она умела «заражать» театром. Сейчас есть разовые интересные вспышки, такие как «Ревизор» или «Мыши и люди». Причем эти вещи скорее будоражат, чем радуют. Я все-таки чаще хожу в филармонию.
— Музыкой увлекаетесь?
— Тут дело не столько в музыке, сколько в общении. На уровне энергетики. Это живые эмоции, и я прихожу за ними. Это ощущение зала, звук, свет… Чтобы дух захватывало. Я иду за атмосферой.
— Вы спокойно относитесь к злопыхателям? Ведь театр — это всегда сплетение интриг.
— Поэтому у меня монотеатр, у меня интриг нет. Я не могу работать на сопротивление. Мне нужна отдача, взаимопонимание.
— Алексей, как к вашему увлечению относятся коллеги?
— С уважением. Кафедра экономической теории сохраняет традиции старой профессуры. Здесь живет дух глубокой интеллектуальной жизни, который не ограничивается только работой со студентами или научными проектами.
Многие коллеги любят литературу и театр, иногда приходят и ко мне в студию.
В октябре состоится итальянский вечер, посвященный памяти профессора нашей кафедры Владимира Анатольевича Кунтыша. Это приношение научному, педагогическому и человеческому таланту удивительного интеллектуала и ученого.
— Алексей, вы считаете себя востребованным и успешным?
— Смотря что понимать под этим определением. Можно собирать стадионы и быть пустышкой, а если в тебе нуждается хоть один человек в зрительном зале – это уже успех. Вообще я считаю, что успешность можно оценивать по трем категориям: суд над самим собой, социальная оценка (деньги, наполняемость зала, господдержка), оценка экспертов.
— Какая у вас оценка?
— Каждая работа оценивается по-разному.
— Без чего невозможно творчество?
— Без любви. Это может быть интересно, здорово, но если нет любви, не стоит этим заниматься. Должна быть точная убежденность в том, что ты делаешь.
КОММЕНТАРИИ 3 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.






он очень клевый!
Преподавал он у меня, исключительный человек
Знакома с Алексеем). Большой молодец конечно!) В свое время стал для меня радостным открытием, что в Твери возможно что-то такое искреннее и удивительное!