Белый танец: в Твери проходит выставка художника Ларисы Филиной

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

На экспозиции представлены произведения, созданные за 2 года.

Про архитектуру иногда говорят – застывшая музыка. Такую формулу вывел немецкий теоретик искусства Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854). А вот про произведения тверского керамиста Ларисы Филиной хочется сказать – застывший танец. В лекционном зале Тверского музейно-выставочного центра проходит выставка «Огранка белого».

Корреспондент портала Tverigrad.ru посетил экспозицию и побеседовал с Ларисой Филиной. Лариса Игоревна рассказала о том, почему все творения выполнены в белой гамме, что помогало работать «на разрыв аорты», и почему 90-е воспринимались как время краха.

Диалог с материалом

Уже более 20 лет Лариса Филина работает в Тверском колледже имени Венецианова. Кроме того, в этом году исполняется 50 лет самому учебному заведению. Так что, поводы для персональной выставки – более, чем весомые. Педагоги и студенты активно поддержали коллегу, наставника и просто хорошего друга. Итогом упорного труда стали 11 декоративных предметов интерьера и оформление стен.

Моя собеседница чем-то напоминает добрую фею – в её руках оживает трудный, и в плане лепки, и даже по названию, материал шамот. По сути, это глина с примесью битых черепков после первого обжига. Пластичный, но суровый материал, с которым помогли справиться советское образование и профессионализм.

«Перстами лёгкими, как сон» Лариса Филина берёт белую вазу, будто облепленную ложками, названную «Кунштюк». Лариса Игоревна вдохновлялась сделанными когда-то зарисовками в Эрмитаже и нацелилась творить в эстетике ампира и барокко.

– Я не собиралась делать чисто белую выставку, даже уже купила глазури тех цветов, что характерны для выбранной стилистики. Поэтому здесь нет чисто барокко, здесь всё – фантазия на тему: природные формы, выразительные детали, – начала рассказ Лариса Филина.

Мы переходим к произведению «Белое равновесие», и моя собеседница объясняет – у всех произведений не было эскизов, всё лепилось с листа. Керамика, и в том числе шамот, капризный материал – разваливается в процессе, оседает на 10% и т.д.

– Керамика – это очень живой материл, с отдачей. Работа с ним – это постоянный диалог. Не просто пришёл, слепил и поставил. Я будто бы спрашивала у керамики: «Чего ты хочешь?». К примеру, у «Белого равновесия» две части распались, а вторая ещё и развалилась. Я её лепила и говорила: «Боже мой, какая хорошая могла бы быть работа! Как жалко!». И глина услышала, она выдержала все испытания, – рассказывает Лариса Игоревна. – То, что получилось, в шамоте практически невозможно. Но я получала такое удовольствие от этого!

Посвящая меня в тонкости процесса, Лариса Филина показывает различные «хитрости» – какие-то элементы лепились с помощью вспомогательных вещей, типа шайбы, где-то сделаны специальные прорези, какие-то вазы стали обманкой – у них нет отверстия для цветов. Фактура, форма, узоры, детали – всё это выражает замысел творца, а цвет как средство, так сказать, вынесен за скобки.

Танцы света

Лариса Филина рассказывает: «Когда получилось из шамота сделать ножки у произведений, поняла, что они танцуют». На создание четырёх таких элементов уходило по полтора-два дня. И тогда автор начала читать про барочные танцы, чтобы доработать концепцию.

И названия отражают «танцевальный характер» предметов на выставке – «Гальярда королевы», «Гавот», «Чакона», «Минуэт» и др. И действительно кажется, что все они готовы пустится в пляс – одни величественно плыть, другие выделывать коленца, третьи степенно и неторопливо кружиться, четвёртые – отжигать пиратскую «Жигу»…

– К примеру, «Куранта» – торжественный длинный танец. Я посмотрела на получившееся произведение и думаю – боже мой, это же вот эти фижмы, куча «мушек» везде, где только можно, кружева, – показывает Лариса Филина на низкую и объёмную скульптуру.

Художник признаётся, что произведения сами подсказали общую концепцию. Рождённые из печки произведения будто давным-давно собрались на бал и просто говорили вынимавшей их «маме» – какие танцы они собираются исполнять. На стенах дополняют атмосферу зеркала и плакаты с репродукциями средневекового художника и силуэтами экспонатов (верстал сын Ларисы Филиной – Иван Котов), на входе – произведения ученика Ларисы Игоревны – Сергея Уколова.

Во время авторской экскурсии по выставке Лариса Игоревна даже показывала присутствующим, что такое на языке танцоров полупальцы. Видно, что она – очень заинтересованный человек.

В противовес светлым, изящным, танцующим предметам выставки в нашем разговоре всплывают «тёмные времена», которыми для керамиста стали 90-е. Когда с одной стороны были творческие порывы и задумки, желание реализовать себя, а с другой – закрытый родной стекольный завод, безденежье и поиски работы. Приходилось даже торговать стаканами в поездах вместе с командой картёжников. Лариса Филина даже признаётся, что проскальзывают мысли написать книгу о том лихом времени.

Однако возможность начать заниматься любимым делом, работа в Тверском художественном колледже имени Венецианова дала стимул двигаться дальше. И работа ради выживания ушла в прошлое, дав простор настоящему искусству.

– Я благодарна родным, близким, коллегам из колледжа, которые с пониманием отнеслись к моей работе. Трудиться пришлось немало, иногда – в крайне сжатые сроки, напрягая все физически и душевные силы, – поделилась Лариса Филина в финале нашей беседы.

Выставка керамики «Огранка белого» Ларисы Филиной проходит в Тверском музейно-выставочном центре до 21 января. Возрастное ограничение – «6+».

Для справки

За два десятилетия у Ларисы Филины прошло уже 5 персональных выставок (часть при поддержке других художников, т.е. при работе в тандеме).
Член Союза художников России с 1993 года. Образование – Московский технологический институт, по специальности декоративно-прикладное искусство (1981).
Постоянный участник выставок – всесоюзных, республиканских, всероссийских, международных, региональных, городских.
С 2002 года преподаёт на отделении «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Тверском художественном колледже имени Венецианова». Преподаватель высшей категории. В 2016 году пять воспитанников Ларисы Филиной стали участниками всероссийской художественной выставки «Молодость России» (Москва).
Лариса Игоревна награждена почётными грамотами Комитета по делам культуры Тверской области (2012, 2013), почётной грамотой губернатора Тверской области (2013), имеет большое количество различных дипломов, сертификатов, грамот и благодарностей.

Подпишись на Telegram-канал «Твериград. Главные новости Твери!»: это только самые важные новости в удобном формате.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

11
0
Telegramm Выставки Главное Культура

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .