Белый танец: в Твери проходит выставка художника Ларисы Филиной
На экспозиции представлены произведения, созданные за 2 года.
Про архитектуру иногда говорят – застывшая музыка. Такую формулу вывел немецкий теоретик искусства Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854). А вот про произведения тверского керамиста Ларисы Филиной хочется сказать – застывший танец. В лекционном зале Тверского музейно-выставочного центра проходит выставка «Огранка белого».
Корреспондент портала Tverigrad.ru посетил экспозицию и побеседовал с Ларисой Филиной. Лариса Игоревна рассказала о том, почему все творения выполнены в белой гамме, что помогало работать «на разрыв аорты», и почему 90-е воспринимались как время краха.
Диалог с материалом
Уже более 20 лет Лариса Филина работает в Тверском колледже имени Венецианова. Кроме того, в этом году исполняется 50 лет самому учебному заведению. Так что, поводы для персональной выставки – более, чем весомые. Педагоги и студенты активно поддержали коллегу, наставника и просто хорошего друга. Итогом упорного труда стали 11 декоративных предметов интерьера и оформление стен.
Моя собеседница чем-то напоминает добрую фею – в её руках оживает трудный, и в плане лепки, и даже по названию, материал шамот. По сути, это глина с примесью битых черепков после первого обжига. Пластичный, но суровый материал, с которым помогли справиться советское образование и профессионализм.
«Перстами лёгкими, как сон» Лариса Филина берёт белую вазу, будто облепленную ложками, названную «Кунштюк». Лариса Игоревна вдохновлялась сделанными когда-то зарисовками в Эрмитаже и нацелилась творить в эстетике ампира и барокко.
– Я не собиралась делать чисто белую выставку, даже уже купила глазури тех цветов, что характерны для выбранной стилистики. Поэтому здесь нет чисто барокко, здесь всё – фантазия на тему: природные формы, выразительные детали, – начала рассказ Лариса Филина.
Мы переходим к произведению «Белое равновесие», и моя собеседница объясняет – у всех произведений не было эскизов, всё лепилось с листа. Керамика, и в том числе шамот, капризный материал – разваливается в процессе, оседает на 10% и т.д.
– Керамика – это очень живой материл, с отдачей. Работа с ним – это постоянный диалог. Не просто пришёл, слепил и поставил. Я будто бы спрашивала у керамики: «Чего ты хочешь?». К примеру, у «Белого равновесия» две части распались, а вторая ещё и развалилась. Я её лепила и говорила: «Боже мой, какая хорошая могла бы быть работа! Как жалко!». И глина услышала, она выдержала все испытания, – рассказывает Лариса Игоревна. – То, что получилось, в шамоте практически невозможно. Но я получала такое удовольствие от этого!
Посвящая меня в тонкости процесса, Лариса Филина показывает различные «хитрости» – какие-то элементы лепились с помощью вспомогательных вещей, типа шайбы, где-то сделаны специальные прорези, какие-то вазы стали обманкой – у них нет отверстия для цветов. Фактура, форма, узоры, детали – всё это выражает замысел творца, а цвет как средство, так сказать, вынесен за скобки.
Танцы света
Лариса Филина рассказывает: «Когда получилось из шамота сделать ножки у произведений, поняла, что они танцуют». На создание четырёх таких элементов уходило по полтора-два дня. И тогда автор начала читать про барочные танцы, чтобы доработать концепцию.
И названия отражают «танцевальный характер» предметов на выставке – «Гальярда королевы», «Гавот», «Чакона», «Минуэт» и др. И действительно кажется, что все они готовы пустится в пляс – одни величественно плыть, другие выделывать коленца, третьи степенно и неторопливо кружиться, четвёртые – отжигать пиратскую «Жигу»…
– К примеру, «Куранта» – торжественный длинный танец. Я посмотрела на получившееся произведение и думаю – боже мой, это же вот эти фижмы, куча «мушек» везде, где только можно, кружева, – показывает Лариса Филина на низкую и объёмную скульптуру.
Художник признаётся, что произведения сами подсказали общую концепцию. Рождённые из печки произведения будто давным-давно собрались на бал и просто говорили вынимавшей их «маме» – какие танцы они собираются исполнять. На стенах дополняют атмосферу зеркала и плакаты с репродукциями средневекового художника и силуэтами экспонатов (верстал сын Ларисы Филиной – Иван Котов), на входе – произведения ученика Ларисы Игоревны – Сергея Уколова.
Во время авторской экскурсии по выставке Лариса Игоревна даже показывала присутствующим, что такое на языке танцоров полупальцы. Видно, что она – очень заинтересованный человек.
В противовес светлым, изящным, танцующим предметам выставки в нашем разговоре всплывают «тёмные времена», которыми для керамиста стали 90-е. Когда с одной стороны были творческие порывы и задумки, желание реализовать себя, а с другой – закрытый родной стекольный завод, безденежье и поиски работы. Приходилось даже торговать стаканами в поездах вместе с командой картёжников. Лариса Филина даже признаётся, что проскальзывают мысли написать книгу о том лихом времени.
Однако возможность начать заниматься любимым делом, работа в Тверском художественном колледже имени Венецианова дала стимул двигаться дальше. И работа ради выживания ушла в прошлое, дав простор настоящему искусству.
– Я благодарна родным, близким, коллегам из колледжа, которые с пониманием отнеслись к моей работе. Трудиться пришлось немало, иногда – в крайне сжатые сроки, напрягая все физически и душевные силы, – поделилась Лариса Филина в финале нашей беседы.
Выставка керамики «Огранка белого» Ларисы Филиной проходит в Тверском музейно-выставочном центре до 21 января. Возрастное ограничение – «6+».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти