Благотворительность или сделка?
Общественная палата региона собирается воспользоваться правом законодательной инициативы и внести в областной парламент законопроект “О благотворительной деятельности в Тверской области”. Вчера по этому поводу палата провела круглый стол “Тверская благотворительность: новые горизонты”.
То, что благотворительность есть краеугольный камень гражданского общества, что она развивает сострадание и милосердие, подавляет жадность и равнодушие, сегодня не оспаривает никто. Вопрос в другом: достаточно ли она сама развита в Тверской области, чтобы серьезно влиять на жизнь общества в целом и каждого ее представителя в отдельности? И что нужно, чтобы механизмы бескорыстной помощи ближнему заработали в полную мощь? И не ошибка ли переводить благотворительность (по большому счету, состояние души конкретных людей) в правовую норму, превращая процесс жертвования, по сути, в коммерсескую сделку, основанную на по принципе “ты мне – я тебе”? Все эти моменты вчера обсуждались на круглом столе.
В принципе, благотворительность в регионе не только есть, но и имеет прочные исторические корни. Основы доброй традиции были заложены купечеством (из каких именно соображений предприимчивые доброхоты жертвовали на общественные и благотворительные цели целые состояния, мы пока не обсуждаем), поддержаны властью (во второй половине XIX века помимо купцов самыми знаменитыми тверскими благотворителями Твери были губернаторы и главы города), развиты земством и благодарно восприняты обществом. Вообще в дореволюционной России (в особенности в XIX веке) благотворительность была одним из столпов экономики России и ее социальной сферы. В круг жертвователей с каждым годом включалось все больше и больше народа.
На деньги Тверского благотворительного общества “Доброхотная копейка” в 1877 году была открыта ремесленная школа (ныне Тверской колледж имени Коняева). Глава Твери Алексей Головинский, преуспевающий купец, отдавал на благотворительность чуть ли не все свои заработки. И так далее и тому подобное. По большому счету, все современные города Тверской области (точнее, их исторические центры) построены на деньги, пожертвованные на общественные цели. И на эти же деньги осуществлялись социальные выплаты.
Современному обществу такое и не снилось. Хотя, повторимся, историческая традиция соблюдается: и сегодня находятся тысячи доброхотов, бескорыстно помогающих ближнему. Предприниматели выделяют деньги. Общественники ищут и находят в благотворительности решение и многих социальных проблем: детской беспризорности, семейного террора, жилищной проблемы, даже уличного террора. Например, в Твери появилась общественная оранизация, которая разыскивает пропавших без вести людей. Другая организация отыскивает в лесах “потеряшек”. Третья предоставляет временный кров тем, кого пьяный муж выгнал из дому. Четвертая оказывает психолого-педагогическое сопровождение замещающим семьям. Пятая вкладывается в лекарственную помощь группам риска. Шестая борется с наркоманией. И многое, многое другое.
Но почему-то процесс развития благотворительности все равно стоит на месте. Это было особо отмечено членом региональной Общественной палаты, руководителем региональной добровольческой программы “Важное дело” Алексеем Никоновым. О том же самом свидетельствуют и данные опроса населения Твери, проведенного кафедрой социологии Тверского государственного технического универститета. Его результаты были преданы огласке в ходе круглого стола.
Более 30% на вопрос “почему” ответили, что не уверены в том, что помощь пойдет тому, кому она необходима. Комментарии, как говорится, излишни.
Возможно, все дело в том, что ни граждане, ни предпринимательское сословие просто не верят в “чистоту помыслов и чувств” тех, кто дает деньги или дарит нуждающимуся какие-то другие материальные блага. И это в принципе действительно так. В ходе дискуссии стало совершенно очевидно, что, к примеру, тверской бизнес готов вкладывать деньги в некоммерческий сектор, но при этом он хочет “попиариться”, хочет, чтобы о его вкладе в благое дело узнало как можно больше людей. А кроме того, бизнес рассчитывает, что государство предоставит ему налоговые льготы и другие преференции. И с этим, кстати, согласны почти 40% респондентов, принявших участие в опросе. И ведь это правда: жертвуют сегодня чаще всего громко и с помпой. Наверное, именно такая демонстративная жертвенность является сегодня причиной того, что 18,5% опрошенных одним из отрицательных последствий благотворительности назвали “возможность нажиться за счет чужой беды”. А 46% процентов опрошенных жителей Твери считают, что благотворительность – это возможность отмывания нечестно заработанных денег”.
Так что хотим мы того или нет, но нам всем придется считаться с тем, что и предприниматели, и граждане, вкладывающие деньги в социальные проекты, весьма расчетливы в своих устремлениях. Нравится нам это или нет, хотим мы того или не хотим – это реалии сегодняшнего дня. Вероятно, это и стало одной из причин подготовки регионального законопроекта “О благотворительной деятельности в Тверской области”. В Ближайшее время региональная Общественная палата, обладающая правом законодательной инициативы, намерена внести его на рассмотрение Законодательного собрания Тверской области. В имеющемся на данный момент тексте прописаны правовые основы и цели благотворительности, права жертвователей, обозначена деятельность, не являющаяся благотворительной, а также прописаны гарантии поддержки со стороны государства, в том числе льготами по налогу на имущество.
P.S. Кстати, в Москве набирает популярность вид благотворительности, получившей название «Подвешенный кофе». Вы покупаете одну чашку кофе, а платите за две. Одну чашку выпиваете, а другую оставляете. Ее выпьет нуждающийся (вообще любой, кто придет). Для этого ему надо всего лишь спросить бармена: “Есть ли подвешенный кофе?”. Происхождение обычая связано с Неаполем, где такая традиция существует уже очень давно. Вот как это описывается в романе Тонино Бенеквиста “Малавита”:
“… отдыхая в Неаполе, услышал о старинном обычае, который еще чтили некоторые тамошние владельцы бистро. Учитывая цену эспрессо у стойки (гроши или чуть меньше), клиенты нередко выгребали мелочь из карманов и покупали два кофе, выпивая при этом только один. А бармен записывал себе на доску один бесплатный кофе для случайно зашедшего бедняка…”.
Неаполитанскую традицию “подвешивать” кофе уже подхватило детское издательство “Розовый жираф”, решив сделать то же самое с книгами для детей, чтобы помочь тем, кто в них нуждается.
P.P.S. Полные итоги социологического опроса тверичан, использованного в публикации, будут выложены на сайте в самое ближайшее время.
КОММЕНТАРИИ 5 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Узаконят благотворительность - и станет она бизнесом в привычном понимании
Так это уже и было. Да вроде как и есть.
Насчёт "подвешенного" интересно. А во все эти бла-бла я не верю.
Да, "подвешенное" - это очень любопытно. Если продавцы не превратят это просто в элемент воровства.
Вы допускаете, что не превратят? 😉