Большое событие культурной жизни Твери: экспозиция «Цветозвуки» Василия Кандинского
Арт-путешествие в мир отца-основателя абстракционизма. В выставочном центре на Советской — подлинные ксилографии и литографии выдающегося русского художника, которые редко выставляются в России.
Художник, который сделал музыку видимой! Кандинский создал мир, где цвет выражает эмоцию, линия — движение, а композиция — мелодию. Коллекционер Павел Башмаков и основанная им в Санкт-Петербурге Bashmakov Gallery уже не первый год знакомят Тверь с произведениями великих художников 20 века, определивших ход эпохи. Коллекция работ основоположника беспредметного искусства собиралась более 10 лет.
И сегодня «Цветозвуки» — единственный проект в России, который показывает ретроспективу наследия Кандинского, где можно проследить, как менялся его художественный стиль. Представлены три важнейших периода творчества.
— Начинается всё с ранних чёрно-белых ксилографий. Потом мы переходим к его становлению как отца беспредметного искусства: абстрактные композиции, импровизации, импрессии. Во втором зале размещается лирический геометризм: это работы Кандинского в архитектурной школе Баухаус. Мы видим структурность, геометрию, холодную цветовую гамму. И заканчивается всё французским творчеством: это период Биоморфной Абстракции. На работах Василия Кандинского присутствуют тончайшие рафинированные цветовые нюансы, и они оживают — появляются живые организмы, которые свободно плавают по пространству самой работы,
— объясняет искусствовед, экскурсовод Bashmakov Gallery Яна Борисова.
Всего 60 оригинальных работ от сказочных и религиозных сюжетов до геометричной красочной абстракции. В том числе и редчайшие эстампы для художественно-поэтического сборника «Звуки», изданные наследницей и вдовой Ниной Кандинской после смерти абстракциониста.

— Сделан сборник в 1913 году, это предвоенный год. И как будто чувствуется тревога Василия Кандинского. Хочу продемонстрировать работу с пятном: на работе «Великое воскресение» мы видим достаточно дробное пятно, создаётся определенный ритм, наш глаз бегает из стороны в сторону — создаётся такой хаос, тревожность, работа звучит. С помощью дробного мазка достигается именно настроение. Если посмотреть на вторую работу «Речная прогулка», то здесь используется более крупное пятно, тут Василий Кандинский ещё не уходит от предметного мира. Сначала мы воспринимаем работу как абстракцию, а если присмотримся, то виднеются лодочки с вёслами. И эти две работы нужно рассматривать вместе, потому что это одинаковый формат, цветовая гамма, но благодаря пятну создаётся совершенно разное настроение, — рассказывает искусствовед, экскурсовод Bashmakov Gallery Яна Борисова.
— Каждую работу Василия Кандинского нужно воспринимать как музыку. Когда вы слушаете музыкальное произведение, особенно классическую музыку — она же без слов. Но мы понимаем эмоцию, мы её считываем. На работе «Желтое-красное-синее» синий цвет заключён в окружность, он имеет свойство углубления. Красный и жёлтый цвета как бы выходят на нас. Работа делится на две части: гармония — здесь цвет заключается в контур и не выходит за его пределы. А на другой части работы жёлтый помещается в жёсткий прямоугольник и вытекает за его пределы — создаётся ощущение взрыва. Слева более хаотичная сторона, справа — более гармоничная, и они находятся в противоборстве, — поясняет искусствовед, экскурсовод Bashmakov Gallery Яна Борисова.

А буквально почувствовать, что цвет и звук у Кандинского неразрывно связаны, можно в мультимедийном зале, где работы мастера оживают под сочинения Стравинского и других русских композиторов-синестетов, завораживая даже искушённого зрителя.
На протяжении работы проекта «Цветозвуки» запланированы бесплатные экскурсии, арт-вечера и детские интерактивные программы.
выставка «Василий Кандинский. Цветозвуки» по 16 ноября
Тверской городской музейно-выставочный центр, ул. Советская, 54
+7 (4822) 34-48-52
mvc-tver.ru
vk.com/tgmvc.tver
Возрастное ограничение: 0+







КОММЕНТАРИИ 0 Войти
Извините, комментарии отключены.