«Бытовой театр умер»: как актёры самореализуются во время пандемии

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Для тверской актрисы Кристины Потаповой с пандемии COVID начался новый виток в творчестве.

Тверская актриса и певица, выпускница ГИТИСа, Кристина Потапова рассказала Tverigrad.ru о новых реалиях театра и эстрады, а также о том, как люди сцены справляются со сложными обстоятельствами из-за COVID-19.

Кристина – ученица театрального режиссёра, Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, заведующего кафедрой режиссуры Театрального института им. Б. Щукина, заведующего кафедрой эстрадного искусства ГИТИС и ведущего игры «Русское лото» Михаила Борисова. Помимо игры на сцене, она снимается в телесериалах, выступает в танцевально-вокальной группе «Эсмеральда» и сотрудничает с московскими эстрадными коллективами. По словам девушки, нынешнее время для работников культуры и искусства, конечно, очень непростое. Из-за пандемии у неё было перенесено или отменено множество планов.

– В марте и апреле у меня был запланирован тур по городам России. Я должна была выступать вместе с московским коллективом, с которым сотрудничаю как приглашённая актриса. Успели начать тур и выступить в Туле и в Калуге. Один из концертов должен был состояться в Твери. Мы даже в преддверии концерта на радио провели эфир, где разыграли билеты. Но билеты победителю так и не смогли вручить, поскольку отменили все культурно-массовые мероприятия. Потом на карантин закрыли Тверской драмтеатр, в котором 3 раза в месяц шёл спектакль Михаила Борисова «Свадьба Кречинского» с моим участием. Далее всё посыпалось как карточный домик, – рассказывает Кристина.

Особенно в непростой ситуации оказались артисты, которые не сидят на окладе. Приглашённые артисты театров и эстрадные артисты работают по принципу «как потопаешь, то и полопаешь». Каждый человек, который выбирает профессию артиста должен осознавать, что артисты – это категория социального риска. «Только отчаянный романтик, влюблённый в свою профессию, даже, не взирая на подобный риск, всё равно продолжит свой путь», – говорит Кристина. Девушка не унывала и постоянно находилась в творческом процессе. Даже если не была занята в репетициях, она самостоятельно работала над авторскими проектами.

Сегодня можно выступать с концертами и играть спектакли, соблюдая новые условия рассадки зрителей: зал должен быть наполнен лишь наполовину. Но, актриса всё равно счастлива. Даже ограничения от вместимости зала её не смущают. Главное – мировой театр снова ожил.

– Тверские зрители и артисты ещё не так сильно обделены, как московские и питерские. Там и вовсе запрещена загрузка зрительных залов свыше 25%. Но артист всегда должен работать с полной самоотдачей, независимо от того, что происходит в зале. Дело не в количестве зрителей. Конечно приятно, выходя на сцену, видеть наполненный зал. Но задача искусства — коснуться сердца и разума, даже если это будет лишь кто-то один. Один человек – это уже много! – пояснила Кристина. – Когда мы играли крайние спектакли «Свадьба Кречинского», я смотрела в зал и удивлялась: «Это невероятно смелые люди». Они не остались сидеть дома перед компьютерами и смотреть фильмы в интернете, а из тяги к прекрасному пришли в театр.

Понятно, что половина зала – это огромные финансовые потери для театров. В условиях пандемии они сокращают спектакли или переносят их на другое время.

– Театры работают по сезонам, как учебный год. За сезон 2019-2020 года было около 25 спектаклей «Свадьба Кречинского». В марте всё закрыли, даже сезон не отыграли. В нынешнем сезоне мы сыграли всего 2 спектакля,

– продолжает Кристина.

Свадьбы не будет?

Под большим вопросом сейчас остаётся дальнейшая судьба спектакля «Свадьба Кречинского». После смерти режиссёра Михаила Борисова, а также Заслуженного артиста РФ Сергея Коноплёва, исполнителя одной из центральных ролей, на сегодняшний день постановки нет в репертуаре театра.

Напомним, популярный телеведущий Михаил Борисов умер 19 сентября 2020 года. А 23 ноября, в Твери от коронавируса скончался Сергей Коноплёв. Обоим было по 71 году.

– Спектакль «Свадьба Кречинского» был поставлен в 2019 году. Что будет дальше с этой постановкой, для меня большая загадка. Есть вероятность, что спектакль так и не вернут в репертуар, так как некем заменить артиста. Будет грустно, если спектакль не оживёт, потому что это был невероятно яркий и фееричный спектакль, на который почти всегда были аншлаги, – говорит Кристина.

Спектакль стал самым кассовым в прошлом сезоне. Зрители оставляли самые лестные отзывы, говорили, что ещё ничего подобного на сцене Тверского театра не видели. Они уходили со спектакля под невероятным впечатлением.

– И я понимаю, почему так произошло. Михаил Борисов обладал невероятным режиссёрским чутьём, ощущением времени, в котором мы живём. Он знал, что нужно ставить сегодня и как. И сейчас я ещё отчетливее вижу, насколько остро спектакль отражал сегодняшние реалии. Идея постановки чётко выражала, что сегодня на коне те, кто умеют пустить пыль в глаза и создать иллюзию, а благодушные, образованные люди с чистой душой, представители интеллигенции, которой нужно было бы восхищаться, становятся лишь использованной и униженной жертвой в руках этих самых иллюзионистов. Режиссёр показал эту несправедливую безнаказанность очень выразительно, были использованы приёмы гротеска. Также было отражено влияние демонической энергии в мире сегодня, когда божественные идеи ушли на второй план, – восхищается работой мастера актриса.

Поскольку Михаил Борисов был представителем Вахтанговской школы, в своих постановках он всегда использовал принципы фантастического реализма Вахтангова и свой невероятно глубокий жизненный опыт. «Поэтому его спектакли так отличались от всего того, что мог увидеть тверской зритель», – объяснила Кристина.

– Михаил Борисов всегда повторял своим ученикам и артистам, с которыми работал: «Бытовой театр умер». Великий мастер! Его слова до сих пор звучат в моей голове. Он уже ушёл, а я всё ещё продолжаю искать ответы на свои вопросы и вдохновение в его словах. Всегда буду помнить его, как невероятную личность. Он менял сознание учеников и всех, кто с ним работал. И менял в лучшую сторону, – рассказала о своём мастере актриса.

Песни, спетые сердцем

Девушка даже не может предположить, когда зрители полноценно вернутся в театры и концертные залы. Она очень скучает по полному залу. Это ведь жизнь артистов – слышать аплодисменты, чувствовать дыхание публики. Однако, по словам Кристины, как бы ни было сложно во время пандемии коронавируса, всегда можно найти работу, которая хоть и не станет любимой, но поможет пережить артисту трудное время.

– У меня уже есть опыт юных лет, когда я днём работала в офисе, а вечером летела на репетиции и на концерты. При желании ко всему можно приспособиться, как бы жизнь не менялась, и найти выход. Если в ближайшем будущем обстановка не изменится в лучшую сторону, я что-нибудь придумаю. Но моя жизнь всё равно так или иначе будет связана с искусством,

– сказала Кристина.

«Я даже нашла плюс в пандемии», – удивила актриса. И тут же объяснила, что у неё в какой-то степени появилось даже больше времени на творчество. Кристина Потапова начала записывать сольные песни и делать из них видеоролики для ютуба.

– Раньше я постоянно откладывала это, совсем не было времени. Мой сольный проект называется «Крис Тэль». Тут каждая песня – это маленький спектакль, какая-то мини-история. Идея зародилась давно. Когда-то на одном из экзаменов по вокалу я пела и увидела, как мой мастер Михаил Борисович, который сидел в комиссии перед сценой, заплакал. На обсуждении экзамена он сказал, что у меня есть способность к драматургии, проживанию песни и дар петь не только связкаими, но и сердцем. Я подумала, почему бы это не использовать. Первую песню записала перед Новым годом. Это музыкальная интерпретация на стихи Беллы Ахмадулиной «А напоследок я скажу…». За две недели на моем ютуб-канале свыше 600 просмотров видеоролика на этот трек. Но дело не в цифрах. Я не ставлю перед собой задачу взять штурмом цифровой марафон. Никакой коммерческой основы на сегодняшний день этот проект тоже не имеет. Основная задача – коснуться сердца слушателя, – говорит актриса.

Сейчас Кристина Потапова работает над записью новой песни и видеоролика. По её словам, сегодня мало душевной музыки. Хорошая песня – та, которая вызывает в нас эмоции, которой хочется сопереживать. Не всегда это радость, желание веселиться и танцевать. Некоторые песни заставляют нас грустить и думать о вечном.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

12
1
Главное Культура Общество Эксклюзив

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .