Чем опасны волонтеры?

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Кремлю и региональным властям в Краснодарском крае явно не нравится работа волонтеров. Губернатор Александр Ткачев призвал правоохранительные органы обратить внимание на действия «провокаторов», после чего были арестованы четверо человек, которые якобы «под видом волонтеров» распространяли слухи и «спровоцировали конфликт с обеспечивающими порядок казаками».

Госдума готовится принять странный законопроект, который будет регулировать деятельность волонтеров. Глава МЧС жалуется Владимиру Путину на то, что волонтеры в футболках с надписью «МЧС» нарушают общественный порядок. Наконец, первый вице-спикер СФ России Александр Торшин предложил ввести ответственность за распространение «панических слухов». Казалось бы, сама власть заинтересована в скорейшем выходе из кризиса в Крымске, где произошла трагедия. Но судя по последним действиям, более приоритетным для Кремля является сохранение информационного и политического контроля над ситуацией.

Попытки власти «урегулировать» ситуацию в Крымске сильно отличаются от того, какая линия проводилась в период страшных лесных пожаров на территории России два года назад. Разница разительная. Летом 2010 премьер Путин и президент Медведев были гораздо в большей степени вовлечены в ситуацию. Путин встречался с пострадавшими, посещал больницы, и даже тушил пожары с вертолета. Тогда много говорили, что подобные «трюки» уже не приносят прежней имиджевой эффективности. Вряд ли Путин согласился с этим, решив не разгребать завалы в Крымске лично. Скорее власть стала понимать, что в конкуренции с реальными волонтерами она банально проигрывает. Управлять ситуацией из кабинетов и отчитывать губернаторов на совещаниях проще: тут Путину никто не составит достойной альтернативы. И надо признать, что это политическая победа активной части общественности: играть в геройство Путину становится все труднее, а арсенал его «подвигов» – все более ограниченным.

Кроме того, летом 2010 роль волонтеров пытались примерить на себя партия «Единая Россия» и прокремлевские организации, за что постоянно подвергались разоблачениям в социальных сетях. Тогда тоже Кремлю очень не нравилась работа волонтеров. Но бороться с ней власть пыталась локально, скорее делая упор на информационную политику: власть пыталась показать, что справляется с ситуацией сама. Сейчас же инициатива перехвачена добровольцами, не связанными с властью и поддержанными реальной оппозицией и независимыми СМИ. Как реагировать на это власть не знает. Хотя судя по последним новостям, теперь главным объектом борьбы становятся не последствия затопления Крымска, а сами волонтеры. Их пытаются поставить в юридические рамки, зарегулировать их работу, подвергнуть дискредитации, объявить провокаторами и мародерами. И это притом, что цель у власти и волонтеров одна – помочь жителям затопленного города.

Почему же волонтеры стали «врагами» власти? Можно назвать три основные причины. Во-первых, они не союзники, а конкуренты. Чем более успешной выглядит их работа, тем более беспомощной и неэффективной выглядит власть. Кремль чувствует от добровольцев угрозу сильнее, чем от рисков социального взрыва в городе Крымск. Там людям не до политики, они выживают, а, значит, не опасны.

Во-вторых, слишком очевидна в информационном пространстве поддержка волонтеров со стороны лидеров зимнего протеста. Последние также выступали организаторами акций по сбору средств и помощи пострадавшим Крымска. Если кому-то кажется, что таким образом критики власти помогают жителям города, то для Кремля выстраивается совершенно иная картинка: это агенты Госдепа пиарятся на трагедии. Почему «агенты Госдепа» более заинтересованы в помощи пострадавшим, чем сама власть, это для Кремля глубоко вторичный вопрос. Поэтому коалиция добровольцев и оппозиции плюс информационная поддержка в социальных сетях и независимых СМИ – это пострашнее утраты «Единой Россией» конституционного большинства в Госдуме.

В-третьих, для российской власти угрозой становится все, что ей неподконтрольно. Тут есть три фактора, определяющие эту неподконтрольность: независимое от власти финансирование, способность к самоорганизации и мобилизации, информационная автономность. И никакими законами и запретами власти не удастся эту «угрозу» предотвратить.

Читать на slon.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
0
Без рубрики

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .