«Дамы, работаем!»: в Тверском театре кукол идут репетиции спектакля для взрослых

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

В постановке про мексиканскую художницу про Фриду Кало участвуют все актрисы театра.

«Спектакль, в общем, будет чёрно-белым», – ошарашивает меня режиссёр-постановщик Чакчи Фросноккерс из Санкт-Петербурга. В Тверском театре кукол он ставит спектакль с рейтингом «16+» про Фриду Кало, эксцентричную, яркую личность. Казалось бы, на сцене должно расцветать буйство красок, но не в этом случае.

Создатели сделали акцент на неординарности самой фигуры Фриды Кало в посвящённом ей спектакле «Фрида. Memoria». Но кто знает сюжеты её полотен и так сразу же сможет сопоставить сюжеты картин на холсте и на сценической площадке.

На репетиции спектакля корреспонденту  удалось побывать 24 августа.

Палитра боли

Мексиканская художница Фрида Кало – это пример того, как можно создать искусство, ценя себя в искусстве. Т.е. ценя свою неординарность – творец больше всего известна своими автопортретами. Ну, кто из обывателей хотя бы раз в жизни, мельком, не видел этот цветастый лик со сросшимися бровями и цветами на голове? Даже не представляя, кто это, человек больше её не забудет.

Почему же спектакль на подмостках Тверского театра кукол не балует глаз красками? Дело в том, что вся жизнь художницы Фриды Кало – это история преодоления. В детстве – полиомиелит, в подростковом возрасте – автомобильная авария, сложная операция, хромота.

– Эстетически нам было важно понять, как эта жизнь сплетается с искусством. Ведь, главное, она (Фрида. – Ред.) не куксится. Она никогда не расстраивается, много работает, пишет. Она – пример стойкости и, главным образом, победы над смертью, – комментирует Чакчи. – Она, безусловно, бессмертна и одержала победу над смертью.

В будущем спектакле, который представят на сцене Тверского театра кукол 18 сентября, занята вся женская часть труппы театра кукол. Девять актрис – девять эпизодов, рассказывающих о разных этапах жизни художницы: юность, авария и т.д.

В течение полутора лет петербургский режиссёр ездил в Тверь, чтобы делать с исполнительницами этюды будущей постановки. Брали события из жизни Фриды и распределяли между актрисами. И, в итоге, в спектакле девять эпизодов, за которые так и отвечают девять прекрасных дам.

Мне довелось увидеть репетицию эпизода «Детство» спектакля «Фрида. Memoria». К слову, название отсылает к главному драматическому приёму. В самом начале действа заслуженная артистка России Надежда Ицкович в роли Фриды Кало в летах вспоминает всё, что с ней было. Надо подчеркнуть, что Фрида Кало прожила 47 лет и такой сценический ход – допущение: «Что было бы, если…».

И эту сцену воспоминаний репетировали буквально пошагово.

Ловец снов

Чакчи Фросноккерс полностью отдаётся процессу. Словно охотник, который сосредоточенно и смело выглядывает вдали свою жертву, режиссёр стоит вплотную к краю сцены и внимательно наблюдает, ловя каждое движение актрис и кукол.

Иногда он отвлекается, но только для того, чтобы сказать, какая труппа Тверского Театра кукол талантливая и как прекрасно справляется с поставленной задачей. За полчаса, без единой записи, удерживая всё в голове, творец расставляет акценты и поправляет, показывает нужные движения вместо куклы и объясняет, какая должна быть реакция в тот или иной момент.

Внезапно я вздрагиваю от того, как Чакчи эмоционально вскрикивает:

– Люблю! Обожаю! Умницы!

В первый раз кажется, что театрального деятеля кто-то ранил, и ему плохо. Потом осознаёшь, что это мощная энергетика, способ закрепить наработанный материал.

– У нас была цель «раскрутить», разговорить актрис… Актрисы, как и все люди, впрочем, думают, что жизнь их ущербна, неинтересна. Но откликается каждое событие жизни Фриды в них, в памяти актрис. И вдруг они понимают про себя, что и они не лыком шиты, – поясняет Чакчи.

И, правда, на сцене возникает слаженная игра ансамбля. Особенно это стало заметно в сцене, когда идёт «перемотка» событий, словно на видеоплёнке. Все действуют по чётко прописанной схеме и ни разу не сталкиваются, быстро двигаясь по сценической площадке. А в другом эпизоде сами актрисы предлагают траекторию движения кукол, чтобы передний и задний планы могли синхронно существовать и фокусировать внимание зрителя.

Для того, чтобы показать жизненный путь художницы от девчонки-непоседы до сторонницы троцкизма для каждого этапа были специально изготовлены куклы. Атмосферы добавляют чёрные парики на актрисах-кукловодах.

– Надежда Анатольевна, так, представьте, что вам устроили бенефис и нужно рассказать что-то о себе. Мука ведь, правда? Держите это в голове и расскажите, кто вы, и что привело вас сюда,

– поясняет для Надежды Ицкович задачу режиссёр-постановщик.

И вот, словно сновидение наяву, продолжается магия репетиции. По мановению рук режиссёра, который будто дирижирует.

Нейронные связи времён

– Всё, занимаюсь только эстетикой, потому что этика может умереть уже послезавтра, – сыплет прямо здесь и сейчас сочинёнными афоризмами режиссёр и кудесник Чакчи.

К слову, и сам он выглядит необычно: белая джинсовая куртка, белая водолазка, зелёно-изумрудные штаны, белые кроссовки. Своими неукротимой энергией и оптимизмом, может, и короткой стрижкой, он сам чем-то напоминает искусно сделанную куклу.

В свои 27 лет, образно выражаясь, режиссёр полжизни уже ставит спектакли. Он из семьи кукольников и с 15 лет в профессии – 38-й по счёту спектакль. Серьёзные моменты в рабочем процессе сменяются шутками про бенефисы, про то, что «ничего не получится», «всё испорчено», а также забавной командой к началу сцены: «Дамы, работаем!».

– Чтобы не было напряжения в репетициях, чтобы было весело. Репризу какую-то кинуть, пошутить, а потом отметить что-то важное. Хорошо, когда ты не врёшь – когда я говорю про красоту актрис, я же не вру, – смеётся Чакчи. – Если стоять и сухо говорить, то это кошмар. А так они концентрируются на оценке или событийном ряде, а потом раз шутка – они посмеялись – а информация в голове отложилась. Нейронные связи!

На протяжении шести лет режиссёр работает вместе с художницей Ульяной Елизаровой, которая также родом из Санкт-Петербурга. Творческий тандем и взаимопонимание в кукольном искусстве – вещь необходимая.

– Всё, что я видел по Фриде – это, скорее, про колорит, скорее про фактуру, скорее про стилистику, нежели про желание раскрыть многогранную и необычную личность. Да и жизнь её не была яркой – отсюда и такие избыточные цвета в картинах, – резюмирует наш диалог на репетиции Чакчи.

Постскриптум

Что касается псевдонима режиссёра-постановщика Дмитрия Петрова, то Чакчи – имя божества из скандинавской мифологии, а Фросноккерс – «отзвук» какой-то из фамилий семейного древа.

Премьера спектакля «Фрида. Memoria» состоится 18 сентября в один день с другим спектаклем Чакчи на тверской сцене – «Про бабушек». Репортаж Tverigrad.ru с прогона второго читайте по ссылке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

10
0
Афиша Главное Культура Репортаж Театры

КОММЕНТАРИИ 0

Для комментирования Вам необходимо .