Дети-калькуляторы: тверские математики используют тысячелетнюю методику для развития IQ школьников
Корреспондент Tverigrad.ru выяснил, каких успехов добиваются дети после обучения в Центре ментальной арифметики.
Как мне кажется, мало кто в Твери слышал о ментальной арифметике. Между тем это древнейшая методика, развивающая IQ у детей, была основана несколько тысяч лет назад в Японии. И она даёт колоссальный эффект. У школьников в разы повышается успеваемость, они становятся более самостоятельными, им гораздо легче даются уроки. Мистика, скажете вы. Корреспондент Tverigrad.ru убедился, что методика действительно работает. Так что же такое ментальная арифметика?
Эта методика учит детей за секунды решать в уме математические задачи – сложение, вычитание, умножение, деление. Ребята выдают ответ настолько быстро, что не успеваешь достать калькулятор. Со стороны это кажется невероятным. В чём же секрет фокуса? На этот вопрос Tverigrad.ru ответили отец и сын Былинкины, которые вот уже несколько лет учат тверских детей ментальному счёту.
– Это не фокусы, не шоу по телевизору, где всё подстроено. Для непосвящённого всё кажется «Вау!», а для посвящённого – картина ясна, – говорит Былинкин младший, которого зовут Сергей.
Неизвестная математика
Согласитесь, математическая грамотность нужна абсолютно всем. В повседневной жизни нам приходится решать множество незамысловатых арифметических задач: расплачиваясь в магазине, рассчитывая время, занимаясь ремонтом квартиры и так далее. Большинство из нас делают вычисления в уме одинаково, как учили в школе. Легко вычитать и складывать числа, состоящие из одной цифры. С двузначными тоже многие обращаются в уме неплохо. Трёхзначные можно разбить на меньшие, проще решаемые. Однако на всё это уходит время. А порой цифры приводят к тому, что голова идёт кругом.
Ментальная арифметика учит представлять в голове не цифры, а образы. Мастера быстрого счёта уверены, что это делает вычисления в уме более простыми.
На занятиях детей учат счёту с помощью специальной доски, которая называется абакус. Она похожа на счёты из советских магазинов, те самые с костяшками, обозначающими десятки и единицы. Дети перебирают эти костяшки пальцами, и шаг за шагом у них развивается воображение. Когда всё отрабатывается до автоматизма, абакус убирается и дети считают в уме. Они представляют образ японских счетов и решают вычислительные примеры.
К слову, при подсчёте крупных чисел используются специальные формулы. Так что таблицу умножения всё равно нужно учить. Без неё никуда.
В первом классе дети осваивают счёт только до 30. Младший брат Сергея в свои шесть лет уже бегло считает сотни. Взрослому человеку научиться ментальному счёту, мягко говоря, непросто, поскольку надо напрочь перенастроить свой мозг. Поэтому выполнять математические операции столь необычным способом учат в основном детей.
– У нас занимаются 168 детей от шести лет. Их мозг в отличие от взрослых людей ещё не забит лишней информацией. Мы наполняем его только самыми необходимыми и нужными для учёбы и жизни, – говорит Былинкин старший, которого зовут Андрей.
По словам математика, проблемы успеваемости детей в современной школе связаны с тем, что они уже с раннего возраста пользуются смартфонами и планшетами. Гаджеты откровенно захламляют мозг и воруют время учеников. У них появляется вялость, понижается уровень энергии.
Гармония полушарий
Есть одна особенность в работе с абакусом. Перебирать костяшки обязательно нужно двумя руками одновременно. Таким образом ребёнок по максимуму задействует мозг.
– В большей степени наш мозг работает только одним полушарием. В итоге незадействованные нейронные связи со временем отмирают навсегда. А ментальная арифметика помогает детям развивать оба полушария, – объясняет Сергей.
Оказывается, существует множество упражнений, которые при своей кажущейся простоте выполнить очень сложно. Попробуйте сами. Например, указательный и средний пальцы на одной руке показывают букву «V», другая рука с оттопыренным вверх большим пальцем показывает «класс». Затем быстро одновременно меняем жесты на пальцах обеих руках и пробуем не запутаться. Это упражнение эффективно улучшает работу мозга, говорят педагоги по ментальной арифметике.
Есть ещё одно упражнение: за 20 секунд показать по порядку числа от 1 до 25 в таблице случайно расположенных чисел. Корреспондент Tverigrad.ru справился с этой задачей секунд за 40-45. Педагог по ментальной арифметике — за 15 секунд, причём таблица была перевёрнута вверх ногами.
– Мы позиционируем себя как тренажёрный зал для мозга. Мы сами разрабатываем упражнения для развития интеллекта и проверяем их на себе. Сотрудничаем с психологами, нейропсихологами, неврологами. На данный момент у нас больше 35 абсолютно разных упражнений. Они развивают скорость мышления, концентрацию, память. После наших занятий дети запоминают около 10 элементов. Например, я называю 10 абсолютно несвязных слов, а ребята их повторяют. У нас на данный момент рекорд 25 слов. Для сравнения, по статистике взрослый нетренированный человек запоминает 6 слов, – говорит Сергей Былинкин.
А как отзываются об этой методике родители, дети которых занимаются в школе ментальной арифметики, спросите вы. По большому счету именно они могут сказать насколько это полезно для их детей. Многие родители, а также учителя замечают положительный эффект от таких занятий. Однако решиться отдать ребёнка в школу ментальной арифметики могут не все. Здесь самое главное выбрать правильного педагога. Ведь исправить ошибки и недочёты гораздо сложнее, чем сразу научить правильно.
Яна занимается ментальной арифметикой у Былинкиных около года и, по её словам, родители замечают результаты, курсы дали свои плоды.
Детей, которые овладевают ментальной арифметикой, наверняка, многие представляют себе зомбированными на быстрый счёт. Однако смысл совсем не в этом. Главное здесь эффект всестороннего развития ребёнка.
– В Твери есть несколько центров, которые занимаются ментальной арифметикой. Мы отличаемся от них тем, что не ставим основной своей целью научить ребёнка считать и решать математические задачи. С помощью этой методики дети, например, легко и быстро запоминают стихи. После двух-трёх месяцев занятий – по часу в неделю – стихи дети запоминают за 10 минут. Дети с лёгкостью пишут изложения, осваивают изучение иностранного языка и успешнее справляются с другими задачами. Успеваемость в школе повышается по всем предметам, – говорит Андрей Былинкин. – У нас есть масса интересных заданий, чтобы проявить у детей желание заниматься. В школах этого, к сожалению, не хватает.
В среднем ментальной арифметике обучаются примерно 1-2 года в зависимости от способностей. Но можно и дольше. В Твери ежегодно проходят Олимпиады по ментальной арифметике. В них принимают участие более сотни учеников. 19 мая такая олимпиада прошла в досуговом центре «Истоки».
Сейчас многих родителей заботит вопрос, чем занять ребёнка летом, чтобы было не скучно и полезно. Ментальная арифметика – вероятно, не самая плохая идея.
КОММЕНТАРИИ 2 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
А почему такие в администрациях не работают?
Вернее как, разговариваешь, вроде, нормальные люди, умные, с образованием...
Но в куче, результат их творческих порывов превосходит ожидания: ничего нормально для жителей сделать не могут, а то что делается, лучше бы и не делали вовсе - расход денег, пламенные речи - результата 0!
С утра уже моск враскоряку с таких мыслей ))))))
Куда деваются умные дети? Ведь забиты все гимназии сынками и дочками самовозвеличивающих себя тушек человеческих... Куда они потом деются?
Всё от целеполагания зависит. Если цель не инфраструктуру создавать\поддерживать, а свои карманы набивать, то признаки интеллекта очень даже заметны и с обозреваемый нами всеми картиной сходится.
А образованные люди в банановой республики вроде нашей не нужны, залог успеха не технология, а контроль конкурентов, короче дубина решает любые математически сложные задачи!