Добрая птица безобломинго: мнение о спектакле «БезОбломов» в Тверском театре драмы
Союз классики и постмодерна, освеживший репертуар. Это краткое резюме, развёрнутое – ниже.
Роман Гончарова «Обломов» всегда кажется неким аппендиксом школьной программы – не «Война и мир», но и не какие-нибудь рассказы о зверушках. В связи с ним ученикам часто говорят о лени и её вреде. Впрочем, роман не совсем об этом, и пьеса Михаила Угарова, основанная на гончаровской гипноистории, особенно это подчёркивает.
Произведение «Смерть Ильи Ильича» получает на сцене разные имена. Самое известное – «Облом off», подчёркивающее, что обломов (неудач, разочарований. – Ред.) нет. Спектакль ставил сам автор первоисточника в Центре драматургии и режиссуры в 2002 году, и постановка оказала значительное влияние на движение российской театральной мысли.
Действительно, действо, в основу которого лёг гончаровский роман, стало таким постмодернизмом с человеческим лицом. Введя нового героя, доктора Аркадия, Угаров через него пытается поставить диагноз не только Обломову, но и эпохе. Михаил Юрьевич «вытаскивал» из прозаического первоисточника одну из главных мыслей – сложно сохранить душу в век наживы, высоких скоростей и людей-функций.
В премьерной постановке режиссёра Никиты Бахметьева бережно сохранена тема анализа личности главного героя. Что значит этот тип человека для своего времени и для настоящего – вот то, над чем ломают голову постановщик и актёры. К слову, заметим, что в Тверском драматическом за «Обломова» никогда не брались. Во всяком случае данных вековой давности об этом не осталось.
Обаятельный и харизматичный Константин Василенко воплотил на сцене живого Обломова – ни лежащего словно в мавзолее увальня, ни раскаивающегося в лени бездельника. Нет, его герой живёт, дышит, философствует, спорит… Можно много говорить об органичности и попадании в роль, но я бы хотел выделить точность интонации исполнителя – простая, доверительная. Обломов в варианте Василенко искренне вскидывает брови и недоумевает – почему это взрослый человек не может вспомнить – что такое салочки или чехарда.
В общем, всё действо от и до воспринимается как история собирания по кусочкам личности главного героя, анализ черт характера, если хотите. Неслучайно каждый из появляющихся на сцене берёт в руки части декорации-мозаики, служащей фоном. Эта игра через предмет даёт возможность сложить паззл из встреч-треугольников, сор-квадратов, радостей-прямоугольников и т.д.
Другие герои произведения – Штольц (арт. Вячеслав Хархота), Ильинская (арт. Анжелика Панкова), Пшеницына (арт. Виктория Козлова) – выглядят как маркеры философии Обломова. Как он поведёт себя, какой ход он сделает в этой бесконечной шахматной партии? А герой-то – кремень! Если рассматривать его поведение на людях и разговоры с подсознанием-доктором (арт. Александр Крайнов), то видна непротиворечивость, последовательность, выверенность идей и мнений.
Надо сказать, что работа ансамбля исполнителей вызывает неподдельное восхищение! Тот вариант, что был 4 марта был великолепен. Деятельный и одновременно несколько мелочный Штольц, поправляющий перстень, слегка механические, напоминающие кукол Пшеницына со своей гиперопекой и доктор Аркадий, меряющий шагами пол, будто циркуль, втискивающий всё в рамки терминов… Лишь Обломов, чистая душа, словно гашековский Швейк, остаётся единственный нормальным «идиотом» во всём безумии.
Отметим, что Вячеслав Хархота великолепно справляется с ролью капиталистов, но при этом, так сказать, с человеческим лицом. С одной стороны, он бескомпромиссный коммерсант, а с другой не чужд чувства. Это, например, считывается в другой работе артиста – роли Великатова в «Талантах и поклонниках» по Островскому. Та же галантность вперемешку с желанием наживы. Неслучайно в «БезОбломове» у Штольца есть посыльный, бегающий по поручениям. Вячеслав Витальевич так суров в роли, что кажется крикнет он в зал, так и сам побежишь выполнять его прихоти.
Насколько мне известно, была проделана большая коллективная работа, чтобы выстроить всё, выверить, отсечь лишнее в короткие сроки. И тогда так пронзительно больно, когда в финале Валентин Кулагин в простых джинсах, кроссовках и кофте выходит на сцену, чтобы будто рапирой пронзить зал простой мыслью – а есть ли Обломовы сейчас? Или нынче век лишь сатанински, бесконечно трудящихся и трясущихся надо всем?.. Даже не Штольцев, а низшего звена менеджеров этого господина…
Обломов – это цельный спектакль, это не пересказ пьяного школьника пьесы классика и не гром среди ясного неба, где пустоту прикрывают большим именем. Это целостное высказывание, от которого у любого русского человека защемит сердце – на то ли я трачу годы? куда уходит моя жизнь? как сохранить чистой свою душу?
Никита Бахметьев теперь штатный режиссёр театра, очень хочется верить, что он будет таким вот «цельным» режиссёром, не растерявшим талант и дарование на всяких там теле-веле и любовь-морковь. Пока два спектакля («Калека с острова Инишмаан» и «БезОбломов») выстрелили. Никто не обломался!
Возрастное ограничение – «16+».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти