Дорога к Храму: станет ли Спас Златоверхий центром притяжения для жителей Твери?
Не нужно забывать об огромной культурной значимости возрожденного Спасо-Преображенского собора.
Уже в воскресенье, 14 июля, митрополит Тверской и Кашинский Савва отслужит божественную литургию в стенах возведенного Спасо-Преображенского собора. Под сводами храма прозвучат торжественные слова древнего обряда, верующие приложатся к святыням и примут благословение от тверского владыки.
Жителям Твери не в первый раз приходится восстанавливать свой главный храм. Первый из каменных соборов на Руси, построенный после татарского нашествия, был разобран в начале XVII века, во время Смуты и нашествия поляков. Но на его месте в конце того же века был построен новый храм – из старицкого белого камня. Он простоял два с половиной века и был взорван большевиками. Теперь все пришлось начинать заново…
Для тех, кто искренне верит в бога, принадлежит к православной церкви, переоценить значение происходящего сложно – оно слишком масштабно, слишком далеко от нас те события, которые привели к тому, что тверская земля осталась без своего главного храма и прожила без него 84 года.
Жители Твери, многие из них, воспринимали строительство храма как дело, касающееся лично их. Средства собирались хотя и долго, но всем миром – от небольших пожертвований пенсионеров до крупных взносов предпринимателей. И таких было много – считающих для себя невозможным остаться в стороне.
Нужно было видеть лица людей, пришедших на освящение крестов воздвигаемого храма 4 июля. Плохая погода не стала для них препятствием – все понимали, что присутствуют при историческом событии. А когда спустя несколько дней тяжелый кран возносил на Спас огромные купола, собравшиеся вокруг горожане смотрели на это с замиранием сердца. Казалось, что почти осязаемо звучит молитва.
Храм воздвигнут, почти такой же, как тот, взорванный в далеком 1935 году. Те многие работы, что еще предстоит сделать в нем, можно смело считать уже вторичными. Сделано главное дело – у города теперь есть свой Собор.
Чем он станет для верующих, в пояснениях не нуждается. Это символ веры для всех них, символ, который был утрачен и возрожден вновь. Но будет ли он таким для всех горожан?
Не секрет, что отношение к вере у наших земляков разное. Хотя сейчас откровенных атеистов практически не осталось. Но для большинства вера – дело сугубо личное, не связанное с посещением церкви, исполнением церковных обрядов. И ничего нового, на самом деле, в этом нет.
Мы не знаем, насколько религиозны были наши далекие предки. Утверждение о том, что поход в церковь был главным событием для каждого, голословно. Сохранились документы, относящиеся к XVII – XVIII векам, которые прямо свидетельствуют: священнослужители, настоятели церквей жалуются на то, что лишь малая часть их прихожан регулярно приходит на службы. Это факт.
Но есть и другой факт. Везде и всегда церковь, храм был центром сосредоточения общественной жизни. Именно у храма всегда оглашали царские указы, там собирались народные сходы и даже разбойники вроде Разина или Пугачева всегда пользовались этой, как бы сейчас сказали, «общественной площадкой» – она придавала авторитет и значимость.
Главный храм был центром притяжения для людей. Туда шли не только на молитву – все важные вопросы решались на этой «площадке». И это далеко не случайно – аура места. У церкви нельзя лгать, быть несерьезным. Наши предки хорошо понимали это. И не только они. В далеком Константинополе его главный собор – Святая София – играл точно такую же роль.
Построенный в середине VI века и носящий сейчас имя Айя-София (что дословно и значит Святая София), этот грандиозный храм действительно был центром жизни огромного города. Позже в древнем Киеве храм, носивший такое же название (Святая София), также выполнял не только религиозную функцию – площадь рядом с ним не раз становилась центром событий, оказавших влияние на судьбу города и всей Киевской Руси. Такая же картина наблюдалась и в других русских городах: Новгороде, Владимире, Полоцке. Везде главный храм был центром городской жизни во всех смыслах.
Любопытно, что несмотря на различия в вере, такая же ситуация сложилась и в Европе. И там это было выражено даже более ярко – площадь главного собора города была местом едва ли не ежедневного сбора представителей городской общины, обсуждавших насущные вопросы. Аура места…
Большинство из названных выше храмов уже утратили свои религиозные функции. Самый знаменитый из них – Святая София Константинопольская, Айя-София, – давно не собор и не мечеть, которой она пробыла несколько веков. Это грандиозный памятник архитектуры, истории города, место, где происходили события, менявшие тогдашний мир. И люди вновь и вновь идут туда, привлекаемые непреодолимым желанием прикоснуться к истории.
Сможет ли тверской Спас Златоверхий стать таким местом для тверичан? То, что он будет центром духовной жизни города, не вызывает никаких сомнений. Но достаточно ли только этого? Ведь как мы помним, главный собор всегда и везде сосредотачивал в себе не только религиозные функции. И что нужно для того, чтобы возрожденный храм стал полноправным наследником того, что простоял шесть веков?
Вот что думает по этому поводу Алексей Салимов, доктор искусствоведения, член Союза архитекторов России и Совета по «Регионоведению России»:
– Возрожденный Храм Спаса имеет две доминанты. Это центр духовной жизни Твери и при этом ее главный архитектурный стержень. Но то восстановление храма – это только первый шаг. По моему мнению, речь должна идти о возрождении всего комплекса Тверского кремля. Когда на месте стадиона «Химик» вновь встанет церковь Николы Капустника и здание семинарии, тогда мы сможем говорить о том, что в центре города создано единое архитектурное и историческое пространство. И только тогда оно станет местом притяжения для всех горожан, вне зависимости от их отношения к религии.
Конечно, восстановление всего комплекса тверского кремля – идея достаточно утопичная. Хотя бы на площади рядом со Спасом и Императорским дворцом достойный макет сделали, как раньше полностью выглядело полностью пространство Тверского кремля! Современные технологии позволяют это производить за небольшие деньги.
Но, конечно, возникает вопрос: а насколько важно место, где вновь вознесся храм, для тверичан? Что они чувствуют, глядя на него, думая о нем?
Своим мнением об этом поделился Павел Иванов, кандидат философских наук, автор проекта «Тверские своды».
– По моему мнению, мы упустили очень много времени. Восстанавливать храм нужно было лет 20 назад. Очень здорово, что это делается сейчас, но время, на мой взгляд, упущено. Срок в 80 лет, когда Спаса не было, – критичный срок. Дело в том, что сейчас уже не осталось (в массе) живых свидетелей того, как выглядел прежний храм. Если бы работы по восстановлению начались в 90-е, они были бы еще живы. А теперь мы получаем картину, что для очень многих горожан место храма – это просто место, пустое пространство. Для прежних горожан это была кровоточащая рана, ощущение того, что от тебя оторвали часть… Этим, кстати, и объясняются негативные отклики на строительство собора – для многих это ничего не значит. И теперь нам будет очень трудно преодолеть этот негатив. Божественная литургия, которую отслужит митрополит, – первый шаг к этому. Но таких шагов, чтобы возродить былую роль Спаса Златоверхого, нам предстоит сделать очень много,
– считает Павел Иванов.
Никто пока не может сказать, чем станет Спасо-Преображенский собор. Только ли местом проведения богослужений, главным храмом епархии или все-таки чем-то большим. Во многом это зависит от воли жителей города – пространство вокруг храма должно быть удобной площадкой для всех горожан. Вне зависимости от отношения к вере. Это именно что-то общее, общественное пространство. Место, куда хочется приходить, приводить детей. Место, где вершилась история Твери.
Для создания места притяжения горожан необходимо постараться и чиновникам, ответственным в городе за культуру и туризм. Экскурсионные программы по возрожденной тверской святыне, путеводители должны быть интересными и с исторической, и с архитектурной точек зрения, а не только религиозной. Особое внимание, конечно, нужно уделить школьникам и студентам, учитывая их современные требования к получению информации, как по восприятию, так и по содержанию. Чтобы грамотно, не провоцируя негатив, привить им интерес к истории города и главного его места…
Связанные статьи:
КОММЕНТАРИИ 17 Войти
Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.
Ещё одна поповская кормушка, и за счёт гос бюджета, И это они называют заботой о народе? Отняли средства от пенсионеров, от больниц и школ и отдали попам. В стране более 70% нищих и бедных а средства расходуются на эти уродливые сооружения. Верующих в твери около 1% а беспокойства создаются как от орды мусульман. Веры в этих поповских кормушках уже нет, есть только деньги, и этому богу (попам) нужны только деньги. Вот почему сейчас многие проезжая или проходя мимо открыто плюют на это уродище на теле города. https://clck.ru/H4VFp
Сколько вам занесли в редакцию, чтоб вы восхваляли это [censored] по 2 раза в день?
Откуда в СМИ откровенная процерковная пропаганда? Какого хрена?
Хотя я забыл, что твериград - не сми, а пародия на сми. Извините, попутал.
Им же тоже надо отчитаться перед столицей, о том, как помпезно все происходит и как все рады, вот и заносят всем кто возьмет.
Вангую, скоро прибежит маленькая орава ботов и "исправит" соотношение лайков - дизлайков.
Только это все, увы, не отменит правды - это убогая громада не нужна ни прихожанам, ни обычным горожанам.
В радиусе километра расположено 5 или 6 церквей. На Тверском проспекте, две на Краснофлотской набережной, на Спартака, на Троицкой. Народ туда не ходит. Даже на праздники 10-15 человек. Зачем нужна ещё одна, которая загораживает красивый вид на Дворец. Также как церковь на Привокзальной площади, загораживает весь вокзал. Почему надо восстанавливать церкви, а не школы? Например, школу N 5. Или заводы и фабрики разрушенные в наше время.
Суть писанины.
Отменить верховенство Конституции и все вопросы решать на ступенях храма.
Вы ничего там у себя в голове не попутали?
На это можно смотреть как на исторический объект, но уж точно не как на православный. Вы у народа эти бабки украли и теперь орете во все горло что это необходимо. Конечно необходимо, но мля для кого? Для тех кто облажил народ податями, для попов у которых на третий месяц службы новые тачки с салона, для рудени который обцеловал уже все известные иконы (странно что еще не подцепил ничего), для огонькова который для города ваще ничего не делает? Для верующих вера в сердце (слова Великого Алексия), а не в ваших халеных храмах.
Сегодня День города.
Два раза обошел вокруг храма и Путевого дворца.
Вид удручающий.
Из-за храма не видно Путевого дворца. Всю красоту закрыла белая квадратная безликая глыба.
До кучи это бездарное поедие еще и впердолено вкривь и вкось без учета планировки имеющейся застройки...
Смотрится отвратительно.
Станет!!!!!!!! Притяжением денег из карманов.
Ответ на вопрос начала статьи - станет вечным проклятием тому, кто сунул на губернаторскую должность недоумка.Ненависть к православной религии он насадил успешно, справился.
Двоемыслие по-русски: с ИГИЛом воюем, РПЦ позволяем строить храмы. А ведь это одно и тоже.
Пора перенимать опыт жителей урала, которые отстояли парк в котором тоже хотели построить подобное...
А может хватит уже доходные лавочки строить ? Может город делать СОВРЕМЕННЫМ ? Мало нам кормушек для попов ? Что, настолько стало в Твери верующих до хрена, что они не помещаются в существующие ?
"...Это символ веры для всех них, символ, который был утрачен и возрожден вновь..."
Вы, редакция , даже не в курсе, что такое "символ веры" ?
Да, а за чей счёт банкет ? Не за бюджетные ли средствА ? Т.е. - мои налоги ?
Давайте объедимся и напишем Путину? Хотя уже поздно, уже построили. А наши пустые комментарии ничего не изменят. Вид на Путевой дворец закрыли. Как так можно? Если так нужно было восстановить эти церкви ну сделали бы в другом месте! Слава Богу территории предостаточно ! Теперь Он стоит ни к селу ни к городу! Так же и на вокзале!!!построили и закрыли старинные часы. Даже в верующий мусульманских городах так много мечетей нету.