Драгунский, Дашевская и ещё 22 писателя: о коллективном творчестве и читателях рассказали в Библиотеке имени Горького в Твери
Встреча с книголюбами проходила на празднике «Тверской переплёт». Помимо этого, в 2021 году двухдневная программа включала множество презентаций, мастер-классов и творческих встреч.
Седьмая по счёту выставка-ярмарка, которая обросла многочисленными литературными мероприятиями и просто возможностями приятно провести время, проходила 23 и 24 октября. QR-код на входе в Горьковку не спрашивали, максимум – читательский билет, чтобы проверить – есть ли задолженность по взятым книгам. Хотя на этот раз многочисленные издания – от справочника до новинок художественной литературы можно было приобрести у представителей издательств на третьем этаже.
Заданная тема
Так получилось, что взгляд в программке «Переплёта» зацепился за самое необычное словосочетание – роман-буриме. Оказалось, так называется не только литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов на заданные рифмы, но и роман, который создавали вместе несколько писателей. В частности, в этом поучаствовали Денис Драгунский и Нина Дашевская.
Первый автор известен не только как сын Виктора Драгунского, написавшего «Денискины рассказы», но и как человек, продолживший профессиональную династию. К слову, сестра Дениса Викторовича – драматург, брат – журналист, а дочь – журналист и дизайнер. Денис Драгунский уже был на «Тверском переплёте», к примеру, в 2016 году.
Нина Дашевская – детская и подростковая писательница. Родом из Твери. Дебютировала в 2009 году, а в 2014-м две её книги отметили литературными наградами – на конкурсе «Новая детская литература» и Крапивинской премии. Как литератор много гастролирует и встречается с читателями.
Роман для подростков «#12 Война и мир в отдельно взятой школе» был издан в этом году. Это плод совместной работы 24 авторов. Изначально проект был в интернет-формате, и главы одна за другой выходили на сайте. Потом книга лишилась иллюстраций, созданных 24 художниками, но вышла в бумажном виде. Проектом занимались два менеджера издания «Редакция Елены Шубиной».
Денис Драгунский стал тем, кто написал открывающую главу этого романа, задав постмодернистскую стилистику с обыгрыванием сюжета «Войны и мира». Именно поэтому в книге Петя Безносов, Федя Дорохов, Андрей Лубоцкий, Лиза Дейнен, Соня и Наташа Батайцевы, Аня Шергина и др.
– Это какая-то мажористая школа, проблема которой заключается в том, что район, где живут ребята, должны снести. Из-за того, что будут строить новый торговый центр, а девелопер, который решил снести – отец одной из главных героинь,
– рассказывает писатель Денис Драгунский.
В общем, получается, что одно произведение звучит отголоском в другом. Из-за того, что все авторы пишут по-разному, написанные ими главы также разнятся. Но общий текст не редактировали, чтобы привести к единому знаменателю. В этом заключался своего рода эксперимент.
Коллективный роман
– Каждому давали две недели на работу. Мне досталась четвёртая глава. Я согласилась только потому, что у меня на тот момент не было своего текста. Был задан объём главы – размер полноценного рассказа. Жалко, что не все крючки, которые оставлял твой коллега возможно было «вытянуть», т. е. продолжить повествование. И меня подтолкнула на создание своей главы случайная деталь,
– обозначила писательница Нина Дашевская.
Роман задумывался не как для подростков, а как книга, где действуют подростки. Идея объединила как условно детских писателей, так и тех, кого можно отнести к «взрослым». Как известно, многие авторы изначально писали произведения не для детей, но затем становились популярными у такой аудитории. Майн Рид, Вальтер Скотт, Жюль Верн и др.
– Каждая глава, даже если не отвечает на часть вопросов, поставленных в предыдущей, интересна сама по себе. Как описание какой-либо ситуации, столкновение каких-либо личностей и т. д. Я вот сейчас подумал, что это было бы интересно читать писателям. А часть имён мы открыли для себя впервые,
– подчеркнул Денис Драгунский.
Интересна не столько книга, сколько взаимодействие разных писателей. А вот подростки, которым книга пришлась по душе, даже написали альтернативную концовку романа. Её опубликовали на сайте проекта, где постепенно вывешивали готовые части произведения, но в печатную версию такой финал не вошёл.
Послушать о романе-буриме в славянском зале на третьем этаже собралось не так много народу, так что вполне можно было держать социальную дистанцию. Все пришедшие были в масках, помня про «коронавирусную угрозу». После рассказа о романе все гости библиотеки брали у рассказчиков автографы.
Комиксы и не только
Читатели на встрече задавали вопросы. В частности, про развитие современной российской литература. В частности, поговорили про отслеживание всех новинок и определение качества вышедшего произведения. В частности, Денис Драгунский высказал мысль, что российская система литературного обозрения книг и литературной критики должна претерпеть изменения.
Да и такие книжные выставки-ярмарки, как «Тверской переплёт» помогают аудитории познакомиться с книжными новинками. Кроме того, пообщаться с авторами и посетить мастер-классы по литературному мастерству. В этот раз тверичанам и гостям города рассказывали и про написание романов, и про стихосложение, и о разных подходах к продвижению своего творчества.
К примеру, у лестницы, ведущей на второй этаж свой комикс-пособие для сценаристов «Пиши! Script it!» представили авторы-москвичи Богдан и Алекс Хатчетт. Новое произведение поможет начинающим авторам выстроить сюжет так, чтобы избежать дыр и топтания на месте.
Что ж, остаётся надеяться, что «Переплёт» подтолкнёт и тверских литераторов к более активной работе. А что это будет – роман или графический роман – выбирать только авторам. Ведь писателей должно быть много, «хороших и разных».
КОММЕНТАРИИ 0 Войти