Драмы и комедия: тверским театрам больше не нужны художественные руководители

Tverigrad.ru в:
Твериград в Яндекс новостях
Твериград в ГуглНовостях
Твериград в телеграм

Все тверские храмы искусства – театры драмы, кукол, а также ТЮЗ – работают без творческих наставников. Но если в одних учреждениях культуры руководство просто решили поменять, то в других убрали целую должность.

До официальных открытий театральных сезонов остаются считанные недели, и активные поклонники талантов уже бронируют билеты на премьерные спектакли. Все лето они ждали, когда вновь поднимется занавес и перед ними предстанут любимые актеры. Но увидят ли зрители театры такими, какими ожидали? Всё ли спокойно в «Датском королевстве»? В поисках ответов Tverigrad.ru «заглянул» в тверское закулисье.

В новом статусе

Начать стоит, пожалуй, с самого крупного учреждения культуры – Тверского областного академического театра драмы. Уже более 40 лет им правит, словно императрица, народная артистка России Вера Ефремова. Она здесь так долго, что драмтеатр многие ассоциируют только с ней. Вера Андреевна внесла особый вклад в развитие тверской драмы. И речь идет не только о репертуаре, насыщенном классическими произведениями и великими именами Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Толстого, Чехова. Актеры всегда с почтением говорят о ней, как об учителе – именно так они называют своего художественного руководителя.

В этом году у Веры Ефремовой начинается 60-й творческий сезон. Она нашла в себе силы и встретилась с коллегами на традиционном сборе труппы. Однако теперь уже в новом статусе. С 10 августа Вера Андреевна больше не художественный руководитель Тверского театра драмы, теперь она только главный режиссер. Как пояснили в учреждении, такое решение Ефремова приняла самостоятельно. Правда, на встрече с коллегами и журналистами, предоставляя слово директору театра Светлане Вержбицкой, Вера Андреевна явно удивилась своей новой должности.

По официальной версии руководства, новая должность практически не изменит полномочий Ефремовой. Как и прежде, она продолжит быть здесь главной героиней, просто теперь ей не нужно будет находиться в кабинете постоянно, а приезжать лишь на генеральные репетиции и собрания худсовета, председателем которого Вера Андреевна остается.

– Мы специально поменяли штатное расписание. Должности “художественный руководитель” в театре больше нет, только “главный режиссер”. Раньше у нас было наоборот, – уверяет Светлана Вержбицкая. – Обязанности у главрежа такие же, что у худрука, одно к одному. Это современная система управления театром, более гибкая, часто применяемая в других учреждениях. Но перемены не меняют творческий процесс, не влияют на постановки.

Возникает вопрос: если одна должность просто дублирует другую, к чему дополнительная работа с изменением штатного расписания, ведь, как известно, это не так просто сделать? Возможно, потому, что в других, более крупных театрах существует сразу две должности – и художественного руководителя, и главного режиссера, и там понятно, кто есть кто. Все же главный режиссер ниже по статусу, чем художественный руководитель.

– Функции художественного руководителя и главного режиссера очень похожи, – поясняет исполнительный директор Международного Волковского фестиваля Татьяна Цветкова. – Но нужно понимать, что главреж подчиняется директору театра, а худрук – нет.

Справедливости ради стоит отметить, что в Тверском театре драмы сложилась особая традиция – в формировании репертуара всегда участвовал кроме худсовета и директор, который, по сути, должен выполнять лишь административные функции, но на правах участника обсуждений. Нельзя исключать, что теперь в отсутствие худрука директор будет иметь больший вес и влияние на актерскую труппу и репертуар, поскольку эта должность единственно главенствующая теперь в храме искусства Мельпомены.

Главный режиссер, напомним, должен подчиняться директору – в нашем случае бывшему заместителю председателя регионального правительства Светлане Вержбицкой, вступившей в должность в мае 2017 года.

Любопытен тот факт, что еще при назначении Светланы Валентиновны она получила рекомендации «проработать репертуар таким образом, чтобы каждый приезжающий в столицу Верхневолжья стремился посетить театр драмы».

Что конкретно тогда имелось в виду, остается только догадываться. Но, зная о несгибаемом стремлении Веры Ефремовой ставить высокую классику на тверской сцене, следуя гордому названию театра “академический”, можно предположить, что теперь, благодаря более влиятельной позиции директора, в репертуаре появится больше современной драматургии.

Почти 30 лет и вольная!

Тверской театр кукол хоть и не имеет в своем названии приставки «драматический», но то, что происходит в его стенах сейчас, по-другому и не назовешь. Спустя 28 лет театр покинул его художественный руководитель Сергей Белкин. Несмотря на то, что фотография и биография Сергея Львовича до сих пор размещены на официальном сайте театра, здесь он не работает с 1 июля 2017 года. Информация о кадровых изменениях оказалась закрытой – в театре даже не стали приглашать журналистов на ежегодный сбор труппы после отпуска. На данный момент обязанности худрука исполняет директор театра.

– Мы провели встречу, скажем, неофициально, – говорит руководитель литературно-драматической части Тверского театра кукол Алина Силаева. – Обсудили работу, планы, премьеры.

Отсутствие худрука пока не сказалось на работе. Сезон здесь откроется 15 сентября обновленным спектаклем «Приключения Буратино», которого не было в репертуаре около трех лет. Запланированы две премьеры: «Тайна старого фонаря» – история в духе Г.Х. Андерсена, а также спектакль для самых маленьких зрителей «Потешная сказка».

– Мы доделываем старое. Можем это делать без художественного руководителя, – поясняет Силаева. – Имя нового наставника нам обещают назвать 1 сентября. Пока ждем.

Про уход Сергея Белкина, уж коль такой вопрос прозвучал от нас, особенно не говорят. Если и отвечают, то банально: «Он ушел по собственному желанию и даже по состоянию здоровья». Сам же Сергей Львович, обычно словоохотливый и красноречивый, комментировать свое освобождение от должности отказался и посоветовал не искать “желтизны”.

Не знать о заслугах теперь уже бывшего худрука Белкина невозможно. Он бессменно руководил учреждением с 1989 года. За это время были поставлены десятки спектаклей, которые гремели на всю Россию и даже за ее границами, а в Твери билеты на них было сложно достать.

Однако известен Сергей Белкин не только этим. В 2007 году ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий.

Сергею Львовичу вменяли в вину попытку получить несколько сотен тысяч рублей от предпринимателя – владельца летнего кафе, которое годами размещалось около театра. Деньги понадобились якобы на благоустройство территории. Тогда прокуратура решила иначе. Но строгого наказания не последовало, всё закончилось самым минимальным наказанием – штрафом. И несмотря на то, что худрук Тверского театра кукол «засветился» на всю страну, своей должности Сергей Белкин лишился лишь спустя 10 лет после этого разбирательства.

Стоит отметить, что во время расследования уголовного дела у Сергея Львовича складывались непростые отношения с региональным комитетом по культуре. Тогда многие выдвигали версию, что внимание силовиков к его персоне – не что иное, как инструмент мести. А вот кому сейчас пришлись не по душе его новаторские постановки – вопрос.

Без худрука и главрежа

Тверской ТЮЗ – феномен театральной организации. Здесь уже давно нет художественного руководителя и главного режиссера. Среди начальников – лишь один директор Александр Бахарев. Ему помогала заместитель по творческим вопросам Татьяна Цветкова, пока не ушла в декрет, а затем и вовсе уехала из Твери в Ярославль. Теперь она в числе руководителей знаменитого Международного Волковского фестиваля. А что же у нас?

В ТЮЗе пока все достаточно тихо, словно так и должно быть. Труппа готовится к премьере, зрителей ждут 29 сентября на спектакль «Король Лир». На официальном сайте уже указано: билетов нет.

Кстати, здесь же можно увидеть любопытное объявление. До 3 сентября идет прием заявок в режиссерскую лабораторию Тверского театра юного зрителя. «Тверской ТЮЗ приглашает режиссеров принять участие в работе творческой лаборатории для возможности реализации спектаклей для детей и подростков, а также для соискания на должность штатного режиссера», – говорится в объявлении. Главного режиссера здесь все-таки ищут. Правда, раз до сих пор не нашли, значит, не очень и надо.

Стоит заметить, что в последние годы ТЮЗ находится на подъеме. «Мертвые души», «Алиса», «Пустота» – эти постановки заставили многих обратить внимание на тверскую сцену. Причем не только зрителей, но и критиков. Впервые за свою историю и историю тверских театров вообще ТЮЗ был номинирован на «Золотую маску – 2017».  Хоть артисты и остались без награды, однако уже сам факт номинации дорогого стоит. Но кого за это можно благодарить? Московских, петербургских и других заезжих режиссеров? Получается, что их.

– В театре должно быть единоначалие, в театре должен быть хозяин, один человек, и именно художественный руководитель, – отмечает заслуженный артист России, председатель Тверского отделения союза театральных деятелей России, известный актер Александр Семчев. – Яркий пример такого хозяина, лично для меня, – Олег Павлович Табаков – художественный руководитель МХТ им. А.П.Чехова. Здесь нет худсовета потому, что это всегда вкусовщина. Он один отвечает за то, что люди смотрят.

Кабы не было беды

Ситуация, сложившаяся в тверских театрах и не только (в Кимрском театре драмы и комедии, а также в Вышневолоцком драматическом всё аналогично), вызывает по меньшей мере озабоченность и опасения.

– Всё это внутренние ситуации в театрах, но главное, чтобы от них не страдал зритель. А такое может произойти, – признается Александр Семчев. – В такой ситуации могут возникнуть разброд и шатание, надо, чтобы этого не было. Все слои труппы, от молодежи до так называемых “стариков”, должны быть заняты в репертуаре. На мой взгляд, не должно быть любимчиков. Людей надо оценивать и привлекать в работу по их поцелованности, по их дарованию. Да, есть балласт, от него нужно освобождаться. Мне кажется, что нужно заключать договор с артистом и в течение этого времени наблюдать. Это дело ответственное, которым занимается в первую очередь художественный руководитель, минимум – главный режиссер. Это дело очень серьезное потому, что в этом заключается работа театра.

Как стало известно Tverigrad.ru, первые противоречия во взглядах в связи с перестановками уже произошли. В театре драмы немного, но поспорили насчет премьерных спектаклей. Конечно, это не на пользу коллективу, ведь творческий процесс – материя очень сложная, а театральная труппа, по сути, та же семья. Зритель обязательно заметит и поймет, что происходит внутри театра. Поймет и придет ли?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

10
0
Фото: Официальные сайты тверских театров
Культура

КОММЕНТАРИИ 1

Для комментирования Вам необходимо .

Sumatohin

То ли еще будет...то ли еще будет... то ли еще будет ой Ей Ей... (А.Б. Пугачева)

0
0